Год в Америке похож на сон

Единственная россиянка в истории одной из школ Вирджинии, неподалеку от Вашингтона, рассказала «КВ» о бесценности опыта обучения за границей, снах на занятиях, разговорах с незнакомцами и лечении льдом.

news_top_970_100
«Вы выиграли грант Госдепартамента США!»
За эту фразу теперь уже выпускница 39-й школы Казани Энже Байрамова боролась с 2010 года. Условия ежегодного конкурса некоммерческой программы обмена Flex для старшеклассников похожи на огонь, воду и медные трубы, вместе взятые и поданные под англоязычным соусом. А как иначе, если инициатором программы 20 лет назад выступил сенатор США, а сама она полностью финансируется правительством Штатов? 
Оказывается, безупречное владение английским - далеко не единственный критерий отбора участников. Базовые знания проверяются лишь на первом этапе. Гайки закручиваются на втором: три часа в огромной аудитории под надзором организаторов участники проходят аудирование – слушают запись и выполняют задания. Поток иностранной речи с разными акцентами сменяется каверзными вопросами. На третьем этапе комиссия оценивает активность жизненной позиции и способность с юмором выкрутиться из заковыристой ситуации. «Твоя принимающая мама сварила невкусный суп. Есть его просто невозможно. Что будешь делать?» - в таких вопросах недостатка нет. Взгляд вправо-влево на тестировании воспринимается как попытка списать и карается системой трех крестиков, что означает выбытие из участия в конкурсе.
Долгожданные звонки из центрального офиса два года приносили разочарование. Но бойцовский характер и желание победить в третий раз привели Энже к победе. «Хотя впереди был ответственный 11-й класс, я решила рискнуть, и удача не заставила себя долго ждать», - улыбается она. 
Такие сложные испытания открывают невероятные возможности полностью окунуться в американскую жизнь и учиться целый год в обычном американском классе. Правительство Штатов оплачивает проживание, обучение, а также стипендии на повседневные расходы.
«Участие в программе расширяет мировоззрение и открывает двери в круг одаренных и приятных ребят-флэксеров. Здесь энергия всегда бьет ключом, ведь каждый из участников программы занимает активную жизненную позицию, от всей души желая исправить наш мир к лучшему. И это вовсе не преувеличение! Аламни, выпускники программы, живут по всей планете, образуя крепкую аламни-комьюнити, создают благотворительные организации и лично в них участвуют. Самое главное то, что каждый из начинающих лидеров чувствует колоссальную поддержку со стороны остальных аламни, и, например, создавая клуб по защите фруктовых садов в России, уверенно рассчитывает на помощь и опыт американских коллег», - говорит Энже.
Быт
«Для меня было огромной неожиданностью, что, прилетев в Америку 21 августа, уже на следующее утро я пошла в школу», - делится Энже. 
У американцев нет праздника 1сентября, а начало занятий каждая школа выбирает по-своему. С первых дней нагрузка в школе была неимоверная, ведь особого отношения учителей к иностранным студентам здесь нет. Если в наших школах и даже университетах к студентам и школьникам по обмену относятся более лояльно и дают задания полегче, то в Америке подход ко всем совершенно одинаковый. «Многие считают, что обучение за границей равнозначно отдыху. Как бы ни так! Это скорее испытание на смелость и умение подать себя с самых первых часов в новой семье, новой школе и новой среде. Более того, ты понимаешь, что представляешь свою страну, и от того, как удачно ты это сделаешь, зависит отношение твоих новых знакомых к России», - делится Энже.
С трудностями помогла справляться принимающая семья. В ней россиянка быстро забыла, что живет в чужой стране. По словам Энже, семья и по характеру, и по образу жизни была очень похожа на ее родную. 
В первые дни даже обычная американская рутина выглядела как нечто удивительное.
- У американцев все огромное! Если это чашка, то размером с бассейн, если тарелка, то похожа на тазик. А газонокосилки напоминают трактор, - вспоминает Энже. – Но потом мне показали, как этим «трактором» можно управлять: верхом на газонокосилке по лужайке у дома размером с гектар под громкую музыку - тот еще аттракцион!
Еще одно интересное наблюдение: американцы считают лед панацеей и стараются все им вылечить. Болит голова – спешат к морозильнику, чтобы приложить ко лбу дюжину кубиков льда; зубная боль - снова лед; спортивная травма - и вот мама загоняет тебя в ванну с ледяной водой. И, конечно, во всех напитках непременно плавает несколько кубиков, будь то чай, кофе или кола. Колой, кстати, американские бабушки лечат боли в желудке!
- Героине одного из фильмов говорили: «Ты для них новая игрушка». Вот и я была новой игрушкой для своих американских одноклассников, - улыбается Энже. – Причина невероятно бурного интереса заключалась не в том, что я была единственной россиянкой за всю историю школы. Просто каждый американец приписан к определенной школе и обучается в ней с 6-летнего возраста. Поэтому в большой школьной семье появление нового ученика - значимое событие, которое широко обсуждается.
Весь интерес выливался в бесконечные вопросы и разговоры. Желание потрогать человека из России может у кого-то и возникало, но тем не менее Энже спустя два месяца вдруг поняла, что за это время к ней даже никто пальцем не прикоснулся. Американцы держат дистанцию, ограничиваясь словами. При встрече никаких объятий и поцелуйчиков, как это принято у наших закадычных подружек. 
Зато поговорить по душам с первым встречным на улице города - это совершенно нормально. Если у нас подобное внимание к прохожему выглядело бы странно, то в Вирджинии тем для разговоров между незнакомцами - хоть отбавляй. Здоровайтесь, узнавайте, как дела, как семья, хвалите платья и внешний вид друг друга сколько угодно! Но не факт, что завтра новый знакомый, проходя мимо, узнает вас. Эта та пресловутая «американская дружба», которую мы не понимаем.
Вся жизнь американского подростка вертится вокруг дома и школы. В ней есть все – спортивные секции, творческие кружки, группы по интересам. Отдельно «художек» и «музыкалок», как у нас, нет. Полугодие в школе начинается с выбора предметов по твоему желанию. Каждый день одно и то же расписание, а вместо шести-семи обычных уроков – четыре пары. Занятия идут с 8.00 до 16.00.
Девушка признается: такой напряженный график выматывал, и иногда она «находила себя» спящей на занятиях. Хост-мама (принимающая мама) сначала удивлялась этому, но вскоре уже сама начала в шутку интересоваться, какой же сон видела ее российская дочь на очередном уроке?
Сон на занятиях – меньшее из двух зол. Пропуск хотя бы одного урока сложно сравнить по серьезности с чем-либо. Простой запиской от родителей не отделаешься. В школу идут и с температурой, и с заложенным носом, если не успели до занятий обратиться к врачу. А на физкультуре умудряются еще и нормативы выполнять, например, с вывихнутой ногой. 
Каждый день одинаковый набор предметов. Но... одни и те же занятия в одних и тех же кабинетах периодически наводили тоску, делая жизнь невероятно предсказуемой.
- Ты знаешь точно, что сейчас пойдешь в тот кабинет и секунда в секунду встретишься с одним и тем же человеком. Тебе уже известно, как он улыбнется и, поправив сумку на плече, поинтересуется: «Как жизнь?» - рассказывает Энже. – Известный фильм «День сурка» как раз об этом.
«За Россию!»
После занятий желающие могут выбрать увлечение по душе. Участие в мюзикле, конкурс рисунка маслом, благотворительный ужин отделения иностранных языков или кулинарный мастер-класс - это лишь небольшая часть того, что попробовала Энже. А каждому сезону соответствует свой вид спорта. И первым она выбрала кросс-кантри – бег по пересеченной местности. Хотя хост-мама, боясь посягнуть на свободу выбора, отчаянно намекала: лучше выбрать что-нибудь другое. Вскоре Энже поняла, почему:
- Каждая дистанция, а это 5,3 километра, давалась невероятно тяжело. Не раз возникало желание просто остановиться и никуда не бежать. Но мысль о том, что американцы, глядя на меня, подумают, что русские сдаются, ужасала. Ведь все совсем наоборот! Поэтому я находила в себе силы бежать до конца, улучшая с каждым разом время и проходя на более крупные соревнования. Вперед за Россию!Среди зимних видов спорта в американской программе почему-то затерялось плавание. Им-то Энже и занялась зимой. Вода – ее стихия. Плаванием занималась еще в Казани, а на соревнованиях между школами в Вирджинии занимала призовые места. С этим связано одно из лучших воспоминаний.
- Соревнования проводились ночью, с 23.00 до 1.00, а наутро мы снова спешили в школу, ведь пропускать занятия ни в коем случае нельзя. Не могу сказать, почему так поздно, - рассказывает Энже. – Помню, после каждого соревнования мы все вместе пили теплое молоко в кафе в четыре утра. Это было так просто и так удивительно... 
- По возвращении в Россию казалось, что все это был длинный и очень красивый сон. Если бы не фотографии и долгие разговоры по скайпу с новыми друзьями и подругами, я бы подумала, что надо мной кто-то серьезно подшутил, - улыбается Энже. – Вообще, думаю, что если кому-то выпала возможность немного пожить за границей, то надо использовать ее на полную. Это шанс понять другую культуру и расширить свои внутренние ограничения, поднять выше собственную планку. После такого опыта кажется, что непреодолимых трудностей больше не существует. Не говоря уже о друзьях по всему миру, которые рады видеть тебя в любое время дня и ночи.

news_right_column_240_400