Такого в республике никогда не было: на дорожные работы в Татарстане в этом году направят свыше 46 млрд руб. Эти деньги пойдут на новые дороги, развязки, трассы и искусственные сооружения. Как сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов, всего построят 52, 2 км автодорог и отремонтируют 610, 3 км.
Продолжится реконструкция на федеральных дорогах и строительство дублера Горьковского шоссе, а само шоссе избавят от светофоров на участке протяженностью более 11 км. Эта реконструкция волнует жителей, почему –нам рассказал урбанист Дмитрий Сагдеев, редактор телеграм-канала «Казан Урбанчы».
«Шоссе стоит не потому, что на нем мало полос»
Сообщество урбанистов высказывалось против расширения Горьковского шоссе еще в 2021 году, поскольку, считают они, это не даст положительного эффекта на движение транспорта:
«Во-первых, как бы мы ни расширяли Горьковское шоссе, сколько бы развязок мы на нем ни строили, оно все равно будет приходить туда, куда оно приходит сейчас. Просто пробка от „Факела« переместится на Краснококшайскую и Разъезд Восстания. Кроме того, мы убеждены, что шоссе стоит не потому, что на нем мало полос, а потому что с обеих сторон оно приходит в заторовые точки. Со стороны города — к уже упомянутому ж/д переезду у магазина „Факел« и кольцу на Фрунзе, и а со стороны пригорода — к перекрестку с Осиновской — въезду в Юдино и Осиново», — пишет в своей статье Дмитрий.
Устранение данных заторовых точек безо всякого расширения в принципе автоматически приведет к ускорению потока, отметил Сагдеев. Да и не стоит забывать про ведущееся строительство альтернативного выезда на Москву — Нового Аракчинского шоссе, которое возьмет на себя часть потока.
Но в любом случае весь этот поток будет приходить в город, где большая часть перекрестков регулируется светофорами, и также будет вставать в пробку. На каждом перекрестке в условиях сложившейся застройки развязку не построишь, поэтому поток в любом случае где-то встанет.
«Во-вторых, расширение приведет к более быстрому росту субурбий, то есть периферийной застройки. Или вы наивно думаете, что Салават Купере построят и успокоятся? Конечно, же нет.
Это приведет к тому, что расширенная дорога быстро заполнится новыми автомобилями и снова встанет. В любом случае, рано или поздно (рано) мы придем к такой ситуации, что расширять дороги станет уже некуда. Безнадега» — писал в своем сообществе урбанистов Дмитрий Сагдеев еще в декабре 2021 года
Минусы концепции строительства Горьковского шоссе глазами урбанистов
- Подземная развязка, которая заменит Горьковское кольцо.
«Источники из Исполкома» утверждают, что именно развязка спасет нас от дальнейших заторов в городе, которыми «Казан Урбанчы» пугает читателей. Но урбанисты уже учитывали факт появления развязки вместо кольца и даже не выступили против. Проблема в том, что сколько ни строй эстакад и тоннелей на Болотникова, рано или поздно этот поток, который развязывают, упрется в какой-нибудь светофор. На Баруди, на Вахитова, на Речном техникуме и так далее.
К слову, реконструкция улиц Болотникова и Фрунзе, которую делают «под шумок» расширения Горьковского шоссе начинается. Сформирована щебеночная подушка под 4-ю полосу на улице Болотникова, а также готовится разворотная петля и разгонная полоса к ней с целью снова «выпилить» перекресток с Кулахметова.
Понятно, что планы градостроителей не закончатся «улицей Музыкальной» и в дальнейшем реконструкция дойдет до пересечения с БКК. Но даже на БКК немало светофоров.
Проблема в том, что сейчас поток автомобилей с Горьковского шоссе дозируется пробкой у Факела, которая работает как шлюз, при ликвидации которого поток упрется в следующие «запруды»: на Разъезде Восстания и Большой Крыловке.
Радует, что развязки планируются подземными, так как подобные сооружения наносят минимальный вред жизни «на земле».
- Третья полоса будет автобусной, а также в Салават Купере планируется трамвай.
Это, конечно, хорошо, но урбанисты утверждают, что в Залесный нужен скоростной транспорт по наиболее прямой траектории. Автобусная выделенная полоса — это полумера, в условиях затора психология толкает водителя автомобиля занимать эту полосу, положение спасут разве что камеры каждые 300 метров. Автобус в таком случае сильно зависит от дорожных условий и не может ехать быстро.
Также по всем существующим планам, линию скоростного транспорта, трамвайя или метробуса планируется строить с большим крюком через ТЭЦ-3, что также очень неудобно для обывателей. Хотя скоростной транспорт на то и скоростной, чтобы ехать по максимально короткой траектории и довозить людей до центра или удобного транспортно-пересадочного узла, в идеале, Козьей Слободы. А трамвай мало того, что крюками планируется пускать, так еще и до метро не доводить, а зачем-то на Казань-1.
- Подземные и надземные пешеходные переходы.
Внеуличные переходы «в лесу» и у Факела понять можно, ибо там дорога идет вдали от жилых зон, но для чего организовывать беспрерывное движение внутри жилого района?
Дело в том, что бульвар расположен в зоне плотной жилой застройки, и это отличает его от основной части Горьковского шоссе, и от других подобных дорог — Мамадышского тракта, Аметьевской магистрали и Оренбургского тракта. Люди ежедневно перемещаются поперек Болотникова и Фрунзе: дети ходят в школы и детские сады, взрослые в магазины, большая их часть со стороны Фрунзе, и поликлиники.
Несмотря на ширину проезжих частей, благодаря часто расположенным светофорам и пешеходным переходам — это улицы со спокойным движением, которые не являются враждебными человеку. А теперь ради уменьшения времени в пути для тех, кому срочно нужно из Салават Купере в центр, планируется усложнить эти ежедневные перемещения как для тех, кто ходит пешком, — строительством внеуличных переходов, так и для тех, кто делает это на автомобиле, — ликвидацией перекрестков. Стоит отметить, что заторы на Фрунзе собираются не из-за светофоров, а из-за неэффективности круговой развязки.
И это лишь один аспект. Ускорение режима движения приведет к увеличению уровня шума. И установка шумоизоляционных экранов, как это сделали на проспекте Победы, проблему не решит из-за близкого расположения многоэтажных домов к проезжей части.
В Казани уже есть один неудачный опыт подобного превращения проспекта в магистраль — это реконструкция улицы Фатыха Амирхана с тоннелями, эстакадами, разворотами и надземными переходами. И как стоял въезд Миллениум в часы пик, так и стоит, потому что «расширенный» поток рано или поздно все равно приезжает в «горлышко», которое его тормозит. А жители Амирхана вынуждены каждый день страдать для того, чтобы пересечь эту магистраль, как пешком, так и на машине. Да еще и последствия этой стройки в виде постоянных аварий на коммуникациях.
- Кроме расширения Горьковского строится еще Новое Аракчинское шоссе.
Урбанисты приветствуют развитие связности дорог. И не отрицают, что обе эти меры решат вопрос на какое-то время. Но только на время. И тогда все равно придется строить там линию скоростного общественного транспорта — ведь именно его отсутствие является основной проблемой района, из-за которой большая часть его жителей покупает себе автомобили, забивая дворы. Сообщество же предлагает перепрыгнуть через эту ступеньку и не закапывать лишние деньги сейчас.
«Много вопросов вызывает строительство вылетных магистралей»
Тут стоит отметить, что большая часть 170 миллиардов идут на трассу М12 и второй мост через Волгу. Это безусловно важный проект для Казани, так как грузопоток в город большой, а существующий мост уже не справляется. К тому же, при заезде в городе со стороны Ульяновска по существующей дороге приходится делать большой крюк.
«Но если с междугородними дорогами все понятно, то у меня вызывает много вопросов строительство вылетных магистралей. Но не столько сам факт их строительства, а сколько то, как именно их строят. У нас почти каждый въезд в город, где это физически возможно стремятся сделать каким-то многополосным автобаном и, желательно, в таком режиме как можно дальше вглубь города», — отмечает Дмитрий.
Хотя практика показывает, что расширение дорог неэффективно, поскольку это шоссе рано или поздно упрется в светофор или в узкое, нерасширяемое место — «бутылочное горлышко», в условиях старого города это неизбежно. Каноничным примеров является Третья Транспортная дамба, в которую вливаются сразу три проспекта. И движение на ней постоянно стоит.
Вместо строительства многополосных шоссе более эффективным методом является увеличение частоты дорог, то есть вместо одного широкого въезда делать несколько более узких.
И вот с трассы М12 поток будет заезжать в город через Оренбургский тракт, а он уже не справляется. Да, есть планы по строительству выезда от улицы Технической, но нагрузка возрастет несоразмерно его пропускной способности.
Но это если рассматривать с точки зрения существующего статус-кво. Все эти проекты новых вылетных дорог, что Аракчинского шоссе, что Вознесенского тракта, что Горьковского шоссе, делаются главным образом для автомобилей, несмотря на то, что уже все признают, что автомобили в городе уже не умещаются. Работают и проводят досуг люди у нас по-прежнему в основном городском ядре — в центре, на кварталах и так далее, при этом город расширяется в субурбию, где уже появляются 20+ этажные дома
При этом соединена эта субурбия с городом только этими самыми дорогами, поэтому человеку фактически не оставляют других вариантов, кроме как каждодневно использовать для поездок личный автомобиль.
Причем относительно параллельно этому направлению может лежать железная дорога, потенциал которой никак не используется для перевозок в эту субурбию (Зеленодольск, Высокая Гора, Усады)
«Если мы продолжим строить пути только для автомобилей, рано или поздно в городе наступит транспортный коллапс, ибо существующие дороги расширять в городе в большинстве своем уже некуда», — добавил Сагдеев.
Как можно решить проблему?
«На самом деле, никакую Америку мы здесь вам не откроем. Скоростной общественный транспорт. Трамвай. Или метробус, если уж очень хочется его где-нибудь построить. Вот эту ширину, на которую очень тянет расширить Горьковское шоссе, взять и отдать под нормально (физически) выделенную линию скоростного трамвая», — отвечает на вопрос редактор «Казан Урбанчы».
Только тут нужна современная трамвайная линия, построенная именно специалистами-железнодорожниками, которая будет быстро и регулярно привозить людей в город. И до Саид-Галеева, как это рисуют в проектах, а хотя бы до ближайшей станции метро.
«Сейчас те жители Салават Купре, кто не хочет или не может ездить на машине, ездят в город на автобусе по часу и более. Коллега одного из админов, живущий там, так в центр на работу добирается (36+22 автобусы), поэтому мы знаем, о чем говорим», — отмечает Сагдеев.
Город не может бесконечно расширяться и строить дороги только для автомобилей, потому что он не вместит в себя всех тех, кто хочет в него приехать на машине. Кто верит в обратное — ознакомьтесь с опытом Детройта, где ради парковок почти весь исторический центр снесли, предлагает урбанист.
Причем эта политика полна противоречий, отмечает он. В Казани одновременно ограничивают по городу парковку, но при этом стимулируют ездить в него на автомобиле расширением дорог и отказом развить общественный транспорт: на Мамадышском тракте действуют буквально полтора маршрутами, например. Поэтому люди и воспринимают платные парковки как способ отъема денег, если уж говорить об этом.
«Поэтому самое главное, чего бы мы хотели, чтобы руководители города и республики вышли из машины. Не физически, а ментально. Перестали воспринимать автомобиль как нечто обязательное для перемещения себя, семьи и всех людей в городе», – отмечает Сагдеев.
А пока что решения городских властей по ликвидации мини-заторов на дорогах в центре города, П-образные переходы, разделение фаз, уже привели к образованию пешеходных пробок на тротуарах.