Гузель Сагитова: Хочется, чтобы билеты в театр Кариева были дефицитом

Какая аудитория для театра самая сложная? Как найти общий язык с юными зрителями? Почему современному театру нельзя ограничиваться только спектаклями?

news_top_970_100
Автор фото: Фарит Муратов

Какие креативные проекты помогают расширять круг театралов? На эти темы мы беседовали с гостьей редакции «Казанских ведомостей» - директором Казанского татарского государственного театра юного зрителя им. Г.Кариева Гузель Сагитовой.

«Сама удивляюсь своей смелости»

- Гузель Рамзилевна, для вас предложение занять пост директора театра стало неожиданностью? Не страшно было соглашаться?

- Это было неожиданно и немного страшно. Дочке на тот момент было всего 2 месяца. Но меня поддержала семья. Мама мужа - мудрая женщина, она сказала: «Если для тебя это важно, попробуй! Я посижу с внучкой». Искренне благодарна ей за такое понимание и помощь. Правда, сейчас сама удивляюсь своей смелости.

- Какой довод был главным, чтобы согласиться?

- Театр всегда занимал особое место в моей жизни. Многие годы на телевидении я вела передачи, связанные с жизнью театра, его проблемами. В какой-то степени меня воодушевило и обещание площадки для проектов «Калеб».

До театра у меня был опыт организаторской работы. Но я понимала, что театр - более сложный организм, и работа директора ответственная, многозадачная, многогранная. Во все приходится вникать. Наверное, причина в моем характере: мне нравится спокойная, размеренная жизнь, но беспокойный характер не дает скучать ни мне, ни другим.

Новоселье решило не все проблемы

- Как приняли нового директора в театре?

- Конечно, все непросто. В театре сложился коллектив, они вместе прошли через сложные испытания: переезды из одного здания в другое, ютились по разным углам. И только совсем недавно у театра появился свой дом. Благодарна актерам, техническим цехам и администрации за то, что они с пониманием отнеслись к смене руководства. Потому что принять новый темп работы и постоянно возникающие новые проекты нелегко. Коллектив в этом плане оказался очень открытым к переменам, работоспособным и гибким.

- Долгое время театр скитался по разным сценам. В марте 2018 года у ТЮЗа появился свой дом. Как кариевцы обживаются на новом месте?

- Когда-то в этом здании был кинотеатр «Победа», затем Дом офицеров. Здание не приспособлено для театра, поэтому есть проблемы с техническим оснащением сцены. Моим предшественником Мансуром Ярмиевым было сделано многое, чтобы у театра появился свой дом. Здание отреставрировали, но не всем цехам хватило там места. Часть наших декораций хранится на складе русского ТЮЗа, другая часть - в театре «Экият».

Недавно театру передали здание бывшей библиотеки, расположенной напротив театра. После реконструкции планируем перевести туда бутафорский и пошивочный цеха.

Лаборатории - это свежие идеи

- А что сделано за год в творческом плане?

- У нас было 7 премьер. Мы провели театрализованный вечер, посвященный 30-летнему юбилею театра. А изменения в репертуарной политике мы начали с анализа имеющихся пьес, проведенного еще до премьер. Мы обратились к театральным критикам, которые посмотрели наши спектакли, высказали свое мнение и сориентировали нас.

- Татарский ТЮЗ стал площадкой для проведения творческих лабораторий…

- Лаборатории - это новые, свежие идеи, знакомство с талантливыми авторами. Например, в первой лаборатории «Тамга» участвовали молодые режиссеры из Москвы, Уфы, Норильска. Они сделали несколько театральных эскизов, два из которых стали полноценными спектаклями и вошли в репертуар нашего театра.

В этом году театр Камала передал нам кураторство всероссийского фестиваля молодой режиссуры «Ремесло». Он прошел в Казани с 6 по 11 декабря. Мы показали 23 спектакля на 8 площадках города, а участниками стали 18 театров и творческих объединений. Параллельно с театральной мы провели образовательную программу, в рамках которой состоялись встречи-лекции с ведущими российскими критиками - Владиславой Куприной, Анной Степановой, Олегом Лоевским и Ниязом Игламовым. Главным событием программы стал приезд в Казань легендарного театрального режиссера, народного артиста России Камы Гинкаса. Он провел мастер-класс и открытую встречу с театралами.

Сейчас у нас завершился всероссийский конкурс детской драматургии «Асыл», который мы организовали с целью поддержать творчество молодых одаренных сценаристов. На его проведение мы выиграли грант Союза театральных деятелей России и получили поддержку Министерства культуры РТ. Среди участников конкурса было 174 сценариста из России и из-за рубежа. Свои пьесы прислали авторы из Финляндии, Германии, Румынии и регионов России. Всего в конкурсе участвовало 217 пьес. В феврале планируются читки пьес-победителей.

ТЮЗ ищет подростка на должность эксперта

- Какие особенности работы с разновозрастной аудиторией?

- На афишах всегда есть маркировки 0+, 6+ 12+, 16+ 18+. Конечно, в спектаклях для самых маленьких больше внимания уделяется форме, там больше движения, красок, музыки, символов. В 6 лет у детей уже другое восприятие мира: они вполне в состоянии смотреть спектакли на серьезные темы.

Самая сложная аудитория - это подростки. С ними надо уметь разговаривать на одном языке, без назиданий и нравоучений, без пафоса и мишуры. Важно знать, что их по-настоящему интересует, поэтому хотим пригласить на работу подростка в качестве эксперта. По замыслу, им должен стать зритель, который будет смотреть спектакли и высказывать свои замечания и предложения.

Думаю, чтобы привлечь разновозрастного зрителя, и не только татароязычного, - нужны актуальные постановки. А современный театр, особенно молодежный, не может ограничиваться исключительно спектаклями. Здесь нужны и всевозможные креативные проекты и акции. Думаю, что сегодняшнему зрителю интересен разноформатный интерактивный театр.

«Мобильные уроки» в интернете

- Какие новые проекты развивает театр имени Кариева?

- У нас несколько оригинальных проектов, например, «Мобиль дәресләр» («Мобильные уроки»). Мы приглашаем известных деятелей культуры, которые перед началом спектакля проводят уроки со школьниками. Темы занятий при этом совершенно разные: от театральных жанров и национальных традиций до роли конкретной личности в истории. Эти уроки транслируются в прямом эфире и пользуются популярностью у зрителей.

Еще один наш проект - «Кариев+», в рамках которого артисты театра проводят для детей мастер-классы и тренинги по сценической речи и актерскому мастерству. Это раскрепощает детей, приучает их не бояться сцены, прививает навыки импровизации и общения. Все это пригодится школьникам во взрослой жизни, поможет им чувствовать себя увереннее и свободнее.

Мы написали заявку на грант с целью открытия при театре детской студии, где помимо основ актерского мастерства дети будут осваивать татарский язык.

Все эти проекты направлены в первую очередь на воспитание наших юных зрителей - будущих зрителей академических театров.

- У вас остаются время и силы на творческое объединение «Калеб»?

- «Калеб» - мое детище, а человек всегда находит время на то, что ему действительно важно.

«Туман» - моя первая победа над собой»

- Два года назад ваша пьеса «Туман» победила в конкурсе «Новая татарская пьеса», и совсем недавно на сцене театра имени Камала в рамках проекта «Молодежный вторник» состоялась премьера спектакля «Туман», который поставил Фарид Бикчантаев…

- Когда закрылась программа «Мәдәният дөньясында» на телевидении, у меня появилось свободное время. Узнав о театральной лаборатории, будучи в то время педагогом консерватории, я решила сходить и послушать драматург-тренеров именно как лектор лектора.

И постепенно в процессе работы педагоги мотивировали написать пьесу. По словам Юлии Тупикиной, практически все журналисты - это неуверенные драматурги, поэтому все-таки стоит попробовать написать пьесу. И я решилась. Но это была трехмесячная борьба со своей неуверенностью, когда буквально заставляешь себя садиться за компьютер. И когда «Туман» оказался в числе победителей конкурса, было очень волнительно. А о том, что ее выберет для постановки сам Фарид Рафкатович Бикчантаев, и мечтать не могла! Теперь понимаю, что «Туман» - не просто моя первая пьеса, но и первая победа над собой!

- Гузель Рамзилевна, какая ваша самая заветная театральная мечта?

- Хочется, чтобы театр имени Кариева был комфортным пространством татароязычной аудитории, и в то же время хочется выйти на российский уровень, хочется, чтобы у нас всегда кипела жизнь, чтобы билеты на наши спектакли были дефицитом и не мы искали зрителей, а зрители искали нас. Думаю, для нашего коллектива это вполне выполнимая задача. Конечно, хочется, чтобы увеличилось финансирование, чтобы зарплата у актеров и работников театра была достойная. Но все-таки верю, что качественный театральный продукт начинается не с бюджета, а с творческой идеи. А идей у нас много!

Справка

Гузель Сагитова родилась в деревне Нижний Заит Шаранского района Республики Башкортостан. В 2004 году окончила Башкирский государственный университет по специальности «Филология». Кандидат филологических наук. Кандидатская диссертация посвящена драматургии Аяза Гилязова. Основатель творческого объединения «Калеб» («Душа»). Лауреат общественной премии имени Дамира Сиразиева (2016 г.) С февраля 2008 по 2018 г. - ведущая и редактор телерадиокомпании «Татарстан - Новый Век». С 2012 по 2018 г. - педагог, доцент Казанской государственной консерватории им. Н.Жиганова, заведующая кабинетом татарского языка. С 5 сентября 2018 г. - директор Казанского татарского государственного театра юного зрителя им. Г.Кариева.

Замужем, воспитывает дочь.

news_right_column_240_400