«Вытащить себя из зоны комфорта»
- У вас актерское образование, вы учились у Марселя Салимжанова. Удалось поработать актером?
- С первого курса все студенты Марселя Хакимовича были заняты в массовках спектаклей. Я тоже прошел через массовку, ездил с театром на гастроли. Во время учебы успевал работать внештатным журналистом. Все это мне было интересно. Мою активность заметили, отправили в Министерство культуры РТ. Там предложили должность ведущего специалиста, и я, еще будучи студентом, курировал 14 театров республики в течение трех лет. Этот опыт мне очень помог и пригодился - я знаю все проблемы театра изнутри. Но понял, что только театром жизнь не ограничивается. Стал пробовать свои силы в других сферах.
- В каких конкретно?
- В 2005 году меня позвал в помощники министр связи и информатизации РТ. Как это произошло, мне до сих пор непонятно. Я согласился на такое необычное предложение. Ничего не знал в IT-технологиях, но глаза боятся, а руки делают... Сам удивился, что так быстро освоил новое для себя направление. Окунулся в другую сферу, узнал, что есть совсем другие люди - технари. И они, оказывается, не менее интересные, чем люди творческие. Проработал там больше года. Все было отлично, но мне стало скучно, и я ушел. Мне говорили: «Подумай! Подумай, прежде чем сделать такой шаг!» Но если меня не тянет на работу, зачем мне такая работа?
- Не было страшно уходить с хорошей должности?
- Если человек какое-то время находится только в комфортной для себя среде, он перестает развиваться, и это его разрушает. Поэтому надо вытаскивать себя из зоны комфорта, чтобы осваивать новые пространства.
- Когда вы вернулись в театр, это была проверка себя?
- Да, мне было интересно, смогу ли выдержать такие крутые перемены в жизни. И здесь мне пригодилось мое актерское образование. Актеров учат очень полезному навыку - наблюдать за собой, анализировать, как ты разговариваешь с тем или иным человеком, как доносишь до него свои мысли. Освоиться на административной должности мне очень помог директор театра Шамиль Зиннурович Закиров. Это был удивительный человек! Я многому научился у него.
Директор - свой человек
- Вы возглавили театр в очень сложный период, когда умер Шамиль Зиннурович, ушли из жизни несколько легендарных актеров Камаловского театра...
- Да, период был тяжелый. Но в театре меня хорошо знали и радовались, что директором назначили своего человека, а не кого-то со стороны. Большая поддержка была и от Фарида Рафкатовича Бикчантаева. Большое спасибо ему! Я на 20 лет моложе, но он не видит во мне маленького глупого мальчика. Мы общаемся на равных. Система нашей работы такая: садимся за стол и за чашкой кофе обсуждаем наши идеи. В результате получается не только его и не только моя идея, а нечто совсем другое. Вот это настоящая тандемная работа. А главный режиссер и директор должны работать в тандеме. Так в Камаловском театре было всегда, и эта традиция продолжается.
- Ильфир Ильшатович, а на сцену вас не тянет, нет желания сыграть в каком-нибудь спектакле?
- Нет. Я сейчас только закулисный работник и решаю другие проблемы.
- Несмотря на сложные времена, Камаловский театр принимает участие во многих фестивалях, организует фестиваль «Науруз», проводит творческие лаборатории для молодых режиссеров, актеров, драматургов, к тому же театр много гастролирует по России и за рубежом...
- Интерес к нашему театру у зарубежных импресарио есть. Многие сами выходят на нас, приглашают на фестивали. Мы ездим на гастроли. Видим, как живут другие театры, и благодарны руководству республики за финансовую поддержку театра, за то, что мы имеем возможность играть на хорошей сцене, оснащенной современным сценическим оборудованием. Без поддержки государства развитие и существование театра невозможно. Раньше, например, камаловцы на месяц выезжали в Уфу. Актеры до сих пор с теплом вспоминают те гастроли. Но тогда система была другая, а сейчас выезжать на такой долгий срок театр не может себе позволить.
- Выход - обменные гастроли. Уже доброй традицией стали гастроли Малого театра в Казани и камаловцев в Москве...
- Мы сотрудничаем с Малым театром с 2006 года. Казанские зрители уже привыкли и ждут гастролей Малого театра на нашей сцене. И в Москве нас ждут - звонят, спрашивают, когда приедет Камаловский театр. Практика обменных гастролей зарекомендовала себя очень хорошо, мы будем ее продолжать. Намечаются обменные гастроли с Большим драматическим театром им. Георгия Товстоногова из Санкт-Петербурга. В 2011 году они гастролировали у нас, и теперь наша очередь. Ответные гастроли планируются в 2016 году. Надеюсь, что обменные гастроли с БДТ тоже станут традицией.
Спрос не только на комедии
- Наверное, вывезти спектакли сложно не только с финансовой, но и с технической стороны?
- Многие площадки в регионах переформатированы под концертные, с дорогими паркетными полами. Мы готовы привезти спектакли, но монтировать декорации нам запрещают, потому что в паркет нельзя вбивать гвозди. А решение есть, и оно очень простое. Когда мы ездили с «Принцессой Турандот» на фестиваль в Пекин, видели, что поверх сцены постелили еще одну простую деревянную платформу, куда гвозди вбивать можно. Декорации установлены, паркет остается целым.
- У вас на малой сцене идут экспериментальные спектакли, но все-таки основа репертуара академического театра - классика...
- И мы не будем отходить от этой традиции. 2015 год - Год литературы, мы стараемся идти по этому пути. В новом сезоне на большой сцене у нас четыре премьеры. Это спектакли, в основе которых классическая литература: «Галиябану» Файзи, «Дон Жуан» Мольера, «Лес» Островского, «Баю-баюшки-баю» Зайниева.
- Современные зрители больше идут на комедии?
- Да, в основном на комедии, мелодрамы. Это во всем мире так. Но спрос есть не только на комедии. Я считаю, что театр должен заставлять людей думать. А если хочется просто отдохнуть, расслабиться, то у нас в Казани есть много мест, где можно развлечься. Иногда я выхожу в фойе и слушаю, что говорят зрители. Бывают очень любопытные моменты. Однажды после спектакля «Мулла» ко мне подходит женщина и спрашивает: «Зачем вы убили муллу?» Я говорю: «Простите, а вы видели, что его убили? Видели, как его хоронили?» - «Ну как же! Был же выстрел, значит, убили!» - «Выстрел был, но это совсем не значит, что главного героя убили. Мой мулла не умер. Я оптимист. Я верю, что он жив. А вы, значит, пессимист. Подумайте об этом!»
Театр начинается с кассы
- С чего для вас начинается театр?
- Принято говорить, что театр начинается с вешалки. Но я бы сказал, театр начинается с кассового зала, потом зрителей встречают билетеры, и только потом они попадают в гардероб. Наша задача - качественно оказать услугу начиная с кассового зала. «Все для зрителей!» - этот лозунг должен быть у каждого театра. Мы к своему зрителю относимся с большим уважением. Для жителей сельских районов предлагаем наш театральный автобус. Люди знают, что в определенный день они могут поехать на спектакль. Они собираются, их привозят на автобусе прямо к театру, а после спектакля увозят домой. Удобно всем.
Уже несколько раз мы проводили акцию «Тайный покупатель». Просили нескольких человек, которые разговаривают на татарском, русском и английском языках, приобрести билеты в театр. Нам интересно, как их обслужили, как ответили на все вопросы, предложили ли наушники для перевода спектакля, показали ли, как ими пользоваться. Потом мы анализируем информацию, выявляем слабые места и корректируем свою работу.
- Какие глобальные, космические планы у директора театра?
- Если космические, то организовать первые гастроли театра на Луне! Потолка у планов быть не должно. Я ставлю большие задачи, и мы их воплощаем в жизнь. Например, в ближайшем будущем планируем проводить онлайн-трансляции наших спектаклей через интернет. Главное, чтобы как можно больше людей не только в Казани, Татарстане, но и во всем мире увидели спектакли Камаловского театра и познакомились с театральными, музыкальными традициями татар.