В отличие от сферы услуг повышать цены на продукты и промтовары в январе бессмысленно. Основные ценовые баталии ожидаются позднее, ближе к марту - когда граждане пополнят опустевшие после новогодних праздников кошельки и проявят спрос на что-то, кроме хлеба и молока. А у производителей и ритейлеров как раз истечет срок действия отраслевых соглашений о замораживании цен. По словам сотрудника крупнейшего хлебозавода Казани, пожелавшего остаться неизвестным, первое повышение цен на хлеб в этом году будет, по нестранному совпадению, как раз в марте.
С другой стороны, в первом квартале ожидается не только снятие «заморозки» на продуктовые цены, но и принятие закона о госрегулировании торговой деятельности в РФ. С помощью указанного документа государство может создать себе правовую основу для закручивания гаек российскому ритейлу. Тем не менее вызывает смутные сомнения факт, что продавцы будут реализовывать социально значимые товары себе в убыток в отсутствие каких-либо компенсаций в условиях конкуренции. Если только сама конкуренция не исчезнет за ненадобностью в результате тотального контроля рынка государством.
Как сообщает Газета.ру со ссылкой на РИА «Новости», Минэкономразвития РФ прогнозирует январскую инфляцию в России на уровне прошлого года - 1,8% (для сравнения - в январе 2007-го рост инфляции составил 1,7%). В целом же правительство рассчитывает удержать рост потребительских цен в 2008 году в рамках 8,5%. Как сообщил в конце декабря прошлого года первый зампред Центрального банка Алексей Улюкаев в эфире телеканала «Вести 24», инфляция в 2008 году будет на 1 - 2 процентных пункта выше показателей в 6 - 7%, предусмотренных Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год. Напомним, что в декабре 2007-го инфляция составила 1,1%, а по итогам всего года - 11,9% вместо планируемых МЭРТ 8%. Цены не смогли уложиться даже в 11 - 11,5%, скорректированных в конце 2007 года. Таким образом, Россия фактически вернулась к показателям пятилетней давности - в 2003-м инфляция составляла 12%.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА Вячеслав Зубаков, кандидат экономических наук, руководитель рейтингового агентства FIN&EAST, КГФЭИ: - При всем неприятии имевшейся в прошлом политики Ельцина у основной массы населения России нужно отдать должное этому деятелю, который понимал, что нельзя усидеть долго на двух стульях, и потому выбрал однозначный путь - либеральные реформы. В этом смысле это был стратегически верный ход: доктрина Дэн Сяопина «Одна страна - две системы» в XXI веке уже безнадежно устарела. Наше преимущество перед Китаем состоит в том, что мы раз и навсегда решили, что нашей экономикой будет править ЭКОНОМИКА. Другой вопрос: какая экономика? По нашей Конституции - это СОЦИАЛЬНАЯ экономика, о чем частенько забывала команда Ельцина. Действующий Президент РФ Владимир Путин правильно обозначил главный ориентир развития нашего народного хозяйства - социальное партнерство между государством и бизнесом. Этому принципу и надо следовать, когда мы говорим о методах регулирования нашей государственно-корпоративной экономики, но с одной оговоркой: в основу этого регулирования должен быть положен принцип социального страхования уровня благосостояния для основной массы нашего населения. Источники финансирования этого страхования должны быть найдены совместными усилиями обеих сторон. Как и где будут найдены гарантии качества жизни граждан - вопрос к новому президенту, избираемому в марте этого года.
Неким оправданием российской инфляции может служить тот факт, что существенные инфляционные процессы охватили сегодня большинство стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе Евросоюз. Газета «Ведомости» со ссылкой на аналитический доклад крупнейшего швейцарского банка Credit Suisse (CS) указывает, что предпосылок для быстрой остановки роста потребительских цен пока нет - рост спроса на продовольствие существенно превышает предложение. По словам директора Института экономики РАН Руслана Гринберга, можно радоваться тому, что Россия - открытая страна, глубоко встроенная в мировое хозяйство, но подобная зависимость создает серьезную опасность: мы оказываемся беспомощными перед малейшими изменениями в спросе и предложении на мировых товарных рынках.
С другой стороны, нельзя все текущие проблемы российской экономики постоянно объяснять лишь ростом цен на мировых рынках и падением доллара. В России своя специфика проблем: во многих отраслях внутренние цены обогнали мировые, а для 60% населения рост цен оказался гораздо выше официальных 12%. В любой экономике ценовая динамика косвенно затрагивает все отрасли. Например, в результате удорожания энергоносителей идут вверх цены буквально на все что можно и что нельзя, в том числе на первичное жилье. При этом как бы за компанию дорожает «вторичка», а также земля, дачи и даже гаражи.
Насколько эффективным будет возврат к командно-административным методам в условиях устоявшейся рыночной экономики, станет ясно уже весной этого года. Однако экономика - не политика. Как отмечает на страницах газеты «Ведомости» директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев, хотя в России практика управляемой демократии успешно себя оправдывает, в экономике подобные методы не работают (более чем 70-летний социалистический эксперимент не мог не научить этому). Николаев подчеркивает, что в экономике в отличие от политики гораздо больше объективного, чем субъективного, и для экономики необязательно создавать кризис роста, чтобы затем его успешно преодолевать.
Энергоносители (в частности, газ) тоже подождут мартовской «оттепели», но затем обещают наверстать упущенное - приведение внутренних цен в соответствие с мировыми является лишь вопросом времени. Что касается нестабильных цен на нефть, то здесь, куда ни кинь, всюду клин: высокие цены - плохо для России, низкие - еще хуже. Еще один фактор усиления инфляционных процессов - госрасходы - запланированы на этот год в большем объеме, чем в 2007-м, дабы подпитывать продолжающийся экономический рост. Несмотря на многочисленные заверения аналитиков, что инфляция сегодня есть неприятная, но неизбежная спутница интенсивного развития экономики, для большинства россиян так и останется загадкой, почему рост ВВП в России обязательно должен сопровождаться удорожанием жизни ее граждан.