Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, как россияне объясняют понятие «инновация», как оценивают развитие различных отраслей российской экономики и готовы ли сами приступить к реализации новых идей.
Инновации воспринимаются жителями России как возможный катализатор развития экономики и общественной жизни в стране (в 2016 г. так считают 67%). С годами это видение в общественном сознании только окрепло (с 56% в 2007 г.).
Важность внедрения инновационных разработок признают три четверти россиян (76% в 2016 г. с 68% в 2010 г.), в том числе 28% считают необходимым решить эту задачу незамедлительно. Лишь 10% респондентов считают разговоры об инновациях пустыми словами, не имеющими отношения к российским реалиям.
При этом подавляющее большинство наших сограждан считают, что в стране уже есть инновационные сферы, и только 3% полагают, что в России их нет вовсе. В народном рейтинге инновационных отраслей лидирует военная промышленность (38%). Далее следуют космос (22%), медицина (19%), высокие технологии и генетика (17%), сельское хозяйство (14%).
Ощущается потребность в более активном и масштабном внедрении новшеств в экономику и социальную сферу. По словам 21% опрошенных, в этом нуждаются все отрасли. Наиболее приоритетными направлениями считаются сельское хозяйство (37%), медицина (37%), строительство (22%), наука и образование (20%). Энергетику назвали инновационной только 6%.
Однозначного ответа на вопрос о том, что поможет внедрению нововведений в стране, у респондентов пока нет. По мнению 31% участников опроса, наиболее эффективно создание бизнес-инкубаторов при вузах. 28% считают, что важны специализированные программы для старшеклассников, а 30% думают, что поможет активное финансирование инновационных предприятий.
Тем не менее уже сегодня каждый четвертый (это 26%, а в 2010 г. - 18%) заявляет о готовности приступить к реализации инновационных идей в случае получения помощи со стороны государства и бизнеса. Не чувствуют в себе силы начать даже при поддержке со стороны 10%, а 54% признаются, что у них нет свежих идей.
Опрос проведен путем телефонного интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов-россиян.