«ИПОХОНДРИЯ ИЗНУРИЛА МЕНЯ СОВЕРШЕННО...»

Зимой 1774 года редкие прохожие, проходя мимо двухэтажного каменного дома на одной из улиц Казани, могли видеть в окнах второго этажа мечущуюся фигуру. Она то подходила к окну и упиралась лбом в прохладное стекло, то отходила вглубь комнаты, беспрестанно взмахивая руками.

news_top_970_100

- Небось, пьяный какой, - думали прохожие и шли дальше по своим делам.

Но человек на втором этаже не был пьян. Звали его Иоганн Петр Фальк, и был он ординарным академиком Санкт-Петербургской академии наук, членом Петербургского Императорского вольного экономического общества и знаменитым путешественником, руководителем третьего отряда так называемой Оренбургской экспедиции (два первых отряда возглавляли академики П.С.Паллас и И.И.Лепехин).

Нет, Иоганн Фальк был абсолютно трезв, хотя по его поведению стороннему человеку трудно было в это поверить.

Время от времени он начинал бормотать нечто вроде:

- Ипохондры живут в верхних боковых частях живота, с левой и правой стороны. А они у меня болят. И это значит, что я болен. Нет, я определенно болен. Болен неизлечимо. Вот отчего у меня страшно болит голова. Вот почему от меня бежит сон.

Он истерично смеялся, рыдал, кричал что-то нечленораздельное, из чего и можно было лишь разобрать:

- Как больно! Как страшно!

Наконец он немного угомонился и сел в кресло подле письменного стола. Ехидно улыбаясь, выдвинул ящик и достал пистолет с длинным стволом. Затем громко засмеялся, погрозил кому-то невидимому в пустом углу, приставил дуло к сердцу и нажал на спусковой крючок.

Иоганн Петр Фальк родился в 1725 году в Шведской Вестготландии в семье проповедника. Обучался в Упсальском университете на медицинском факультете. Как он дотянул до защиты докторской диссертации в 1862 году, будучи практически нищим, известно одному Богу, а нам известно лишь то, что в течение более 15 лет он жил на гроши, получаемые от подготовки в университет молодых людей.

Его устроил на русскую службу Карл Линней, первый президент Шведской академии наук, у которого Фальк учил детей ботанике. Иоганн получил место смотрителя Аптекарского сада при медицинской коллегии в Петербурге и учителя ботаники. А в 1768 году он был вызван Императорской академией наук. Академия стала организовывать научные экспедиции с целью изучения территории России. В 1768 году было организовано пять экспедиционных групп, одной из которых и поручили руководить Фальку, придав ему в помощь трех студентов академии, чучельника, живописца, подлекаря и двух солдат для охраны.

Путешествие Фалька продолжалось около шести лет. «Он проехал по рекам Ока, Сура, Волга... В 1770 г. прибыл в Астрахань, затем через калмыцкие степи - к Уральску. В 1771 году он был в Оренбурге, потом - Сибирь - Омск, Барнаул, Томск. В 1772 г. экспедиция Фалька... прибыла в Казань» (А.В.Гарзавина, И.А.Новицкая. «Знаменитые люди о Казани и казанском крае». Казань, 1999, стр. 53.). Казань Фальку нравилась, что можно заключить и по его записям, изданным в 1824 году...

«Округ Казанской... лежит акибы в сердце России и составляет самую лучшую и многолюдную губернию... Казань, столица бывшаго Татарскаго Казанскаго Царства... есть после С.-Петербурга и Москвы самый большой город в Империи... В городе находится 35 хороших каменных церквей, 8 мужских и 3 женских монастырей; здесь имеет свое пребывание Архиепископ... есть также много училищ, каковых в других местах, кроме двух столиц, нигде нет...»

Болезнь, слегка утихшая в самом начале путешествия, вспыхнула с новой силой. «Подагра, головная боль и ипохондрия изнурили меня совершенно и дух мой повергнули в уныние, - писал Фальк в одном из писем бывшему директору академии наук, графу В.Г.Орлову. - При моих трудах вдруг застигают меня судороги и лишают меня почти чувств; сон отбегает от меня...»

Несмотря на это, он неустанно и добросовестно работал, ежемесячно посылал в академию положенные бумаги, тщательно вел дневник экспедиции на трех языках: шведском, немецком, латинском.

В Казани он пробыл до весны 1773 года, когда «отправился по Волге в Астрахань и через Куманскую степь на Терекския теплицы... Тою же дорогою возвратился в Казань» (Полное собрание ученых путешествий... стр. III.). Где ипохондрия окончательно его доконала.

Леонид ДЕВЯТЫХ.

news_right_column_240_400