Ираида Ботт: Пушкин - это космос, что-то необъятное

news_top_970_100

Недавно в редакции газеты «Казанские ведомости» побывала заместитель директора по научной и просветительской работе государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Царское Село» Ираида Куртовна Ботт. Из Санкт-Петербурга в Казань она приехала накануне знаменательной даты - 225-летия со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, которое отмечается 6 июня. 
 

 Фото: © Фарит Муратов

Особая атмосфера Царского Села

- Ираида Куртовна, хочется сразу же задать вам этот вопрос: а что для вас лично значит Александр Сергеевич? 

- Для меня, как и для многих моих коллег, Александр Сергеевич Пушкин - не только великий русский поэт, но и часть истории того места, где нам посчастливилось работать. Из истории бывшей Царскосельской резиденции (с 1937 года - город Пушкин) мы знаем: судьбе было угодно, чтобы связь поэта с императорским двором и правящими монархами, наметившаяся еще в годы обучения в Царскосельском лицее, сохранялась всю жизнь. Когда-то эта связь существовала даже в прямом смысле слова. Царскосельский лицей, разместившийся в здании, сооруженном по воле Екатерины II для ее внуков, соединялся переходом с Большим Царскосельским дворцом. Лицеисты принимали участие в дворцовых церемониях, регулярно присутствовали на службе в придворной церкви, гуляли в парках, купались в прудах.

Годы в лицее для юного Пушкина - время становления и взросления, формирования его уникального таланта. В этом процессе большую роль сыграла особая атмосфера Царского Села. Это было счастливое время. Не случайно в своем творчестве Пушкин вновь и вновь обращался к царскосельским образам и воспоминаниям. 

Не случайно и то, что вскоре после венчания, в мае 1831 года, именно в Царское Село Александр Сергеевич привез молодую жену в надежде провести в любимом Царском первые месяцы своей семейной жизни. Уединения, как известно, не получилось, но эти месяцы стали еще одной «Болдинской осенью» - необычайно плодотворным периодом в его творчестве. Все знают «Евгения Онегина», но не все помнят, что своеобразную точку - письмо Евгения к Татьяне - при создании своего бессмертного произведения Пушкин поставил во время пребывания в Царском Селе в октябре 1831 года. Благодаря гению Пушкина и Царское Село обогатилось, получив в наследство незабываемые поэтические строфы, а фонтан «Девушка с кувшином», воспетый Пушкиным, стал символом Царского Села. Так что Царское Село - особое место на географической карте поэта, и я ощущаю это отчетливо. 

Творения Пушкина не перестают восхищать и удивлять. В его поэзии можно найти ответы на многие вопросы, в том числе актуальные и сегодня. Сейчас нередко вспоминается его стихотворение «Если жизнь тебя обманет…», которое хочется принять за девиз и повторять: 
Если жизнь тебя обманет, 
Не печалься, не сердись! 
В день уныния смирись: 
День веселья, верь, настанет. 
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло: 
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

Познание Пушкина - процесс бесконечный

- Что готовит музей-заповедник «Царское Село» к дню рождения поэта?

- В день рождения Александра Сергеевича в нашем музее открывается выставка «Поэт и царь», которую мы подготовили совместно со Всероссийским музеем А.С.Пушкина. 

В рамках диалога, обозначенного темой, нам хотелось рассказать о поэте, его творчестве, о взаимоотношениях с монархами и властью в целом. По возможности сквозь призму Царского Села. 

Двигаясь вслед за разработанной концепцией, мы пытались проследить, как образ монарха - исторического и реального, отражался и трансформировался в произведениях поэта. Поэтому хронология и персонажи на выставке появляются, следуя за произведениями Пушкина. Наряду с современниками поэта - Александром I и Николаем I, на экспозиции можно встретить Бориса Годунова, Петра I и Екатерину II. Эти исторические личности интересовали поэта, а осмысление исторических событий давно ушедших дней в его художественных произведениях было, как известно, попыткой понять события современной ему действительности. 

На выставке около 130 экспонатов. Немного. Но большую их часть можно назвать уникальными. Здесь представлены жилет и цилиндр Александра Пушкина, личные предметы его предков по линии Абрама Петровича Ганнибала, мемориальные предметы, принадлежавшие императорам Александру I и Николаю I, прижизненные издания поэта, виды Царского Села, на которых парки предстают такими, какими их видел юный лицеист. Особое место на выставке занимают пять прижизненных портретов Пушкина, в числе которых и ранний портрет Пушкина-лицеиста, и эскиз к знаменитому портрету кисти Тропинина, ставшему классическим в иконографии поэта. 

Выставка имеет и еще одну особенную составляющую. При знакомстве с экспонатами можно прослушать аудиоспектакль. В его основе - речь, мысли, размышления Пушкина и его современников - поэтов и царей. 

- Мы все знаем о Пушкине со школьной скамьи. А какого Пушкина не знает тот, кто глубоко не погружен в его творчество и биографию?

- Даже исследователи жизни и творчества Александра Сергеевича до сих пор открывают новые детали, интерпретируют уже известные факты и определения, и это, мне кажется, процесс бесконечный. Пушкин - это космос, что-то необъятное… По масштабу и силе таланта - явление непостижимое! 

«Учимся мы постоянно. И это такое счастье!»

- Многих посетителей Царского Села интересует судьба Янтарной комнаты - шедевра искусства XVIII века, бесследно исчезнувшего во время Великой Отечественной войны. Много разных версий о ее судьбе.

- Янтарная комната, история ее создания и исчезновения до сих пор волнует очень многих. Поиски янтарных панелей, вывезенных осенью 1941 года во время немецкой оккупации города Пушкина, продолжались в рамках государственной программы до 1979 года. В 1979-м Совет Министров РСФСР принял Постановление о воссоздании Янтарной комнаты Екатерининского дворца, и в мае 2003 года, когда Санкт-Петербург отмечал свой 300-летний юбилей, воссозданный янтарный шедевр принял первых посетителей. Воссоздание уникального интерьера продолжалось 24 года! 

До сих пор не утихают споры и возникают новые версии о нахождении вывезенных из Екатерининского дворца в Кенигсберг янтарных панелей. Долгое время мы верили и сейчас еще допускаем мысль, что комната или ее часть существует, поскольку обнаруженные в последние годы материалы свидетельствуют о том, что она не погибла при бомбардировке Кенигсбергского замка в 1944 году. Сегодня убедительную аргументацию в пользу существования комнаты нам предложил писатель-исследователь Александр Георгиевич Мосякин, который занимается этой темой многие годы. 

- Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в профессию.

- Интерес к искусству появился у меня еще в школьные годы, и в семье он поддерживался. В библиотеке я брала том за томом «Историю русского искусства» Грабаря и так знакомилась с основными произведениями искусства из различных музейных собраний. Это увлечение и определило дальнейшую судьбу. Я окончила факультет теории и истории искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (Академию художеств) в Ленинграде, где нам преподавали педагоги, многие из которых получили образование еще в предвоенные годы. Уже много позднее узнала, что они были носителями традиций знаменитого Зубовского института искусств на Исаакиевской площади, закрытого в 1931 году. Знакомя нас с историей искусств и основами будущей профессии, преподаватели учили нас выражать свои мысли. Однажды, будучи студенткой второго курса, в беседе с руководителем своей курсовой о графике Александра Яковлева я употребила слово «учеба». Преподаватель русского искусства профессор Алексей Николаевич Савинов меня поправил: «Деточка (так он обращался ко всем студентам), нет такого слова, как нет слова «пошив». Запомните - есть слово «обучение». Сегодня в современных словарях, наверное, слово «учеба» есть. Но я пользуюсь моим любимым «Словарем ударений для работников радио и телевидения» 1967 года, где это слово отсутствует. 

Моя профессия, в которой счастливо пребываю вот уже более 40 лет, очень интересная, и я действительно довольна, что так сложилась моя жизнь. Музей - это хорошая школа. Мы учимся всю жизнь. И это счастье. 

Благодарим заслуженного работника культуры РТ Альфию Рахматулину (г. Санкт-Петербург) за помощь в организации интервью.
 

news_right_column_240_400
news_bot_970_100