Эти и другие проблемы обсуждались в Казани на встрече театральных деятелей с инженером-исследователем в области нанотехнологий в электронике, директором по развитию для мультимедиакомпаний, участником многих театральных фестивалей Евгением Степановым.
Встреча состоялась в рамках международного театрально-образовательного форума-фестиваля «Науруз».
Для начала Евгений Степанов пояснил, что же это такое - искусственный интеллект (ИИ) и нейросети:
- ИИ и нейросети - это новые средства для коммуникации. ИИ - программа, система, которая может имитировать хотя бы какой-то аспект человеческой разумной деятельности. А первым ИИ была черепашка робот, созданная кибернетиком, нейрофизиологом Греем Уолтером в конце 40-х - начале 50-х годов прошлого столетия. Черепашка могла распознавать препятствия и объезжать их. В 1956 году это чудо технической мысли было представлено на Дартмутском семинаре. Современный ИИ создается по тому же принципу, но он более сложный. ИИ применяется во многих сферах жизни. Например, в автомобилях он анализирует обстановку на дороге и выстраивает маршрут движения, помогая избегать пробок. ИИ активно используют в компьютерных играх. Двери в супермаркетах, которые автоматически открываются перед посетителями, - это тоже элементарный ИИ.
- А нейросети можно назвать ИИ?
- Нейросеть - один из инструментов, используемых для создания ИИ. Это программный алгоритм, но базирующийся на новых нелинейных принципах, которые имитируют работу нейронов головного мозга. Появление нейросетей по значимости можно сравнить с появлением в нашей жизни компьютеров. С помощью нейросетей мы научимся решать очень многие сложные задачи в самых разных сферах.
- Изменит ли искусственный интеллект театр, если да, то как?
- Художники, дизайнеры уже начинают применять нейросети в своей работе. Интерактивная мультимедийная инсталляция, изменяющая видеоряд на экране в зависимости от движения человека, находящегося возле него, - это яркий пример ИИ.
Новые мультимедиа уже заходят в театр. Их можно использовать для оформления сцены, с чистого листа придумать сценографию. Надо только четко, конкретно, по пунктам поставить перед ИИ задачи: «Мне надо: а, б, в, г, д...», и искусственный интеллект предложит варианты декораций, эскизов костюмов, светового, музыкального решения спектакля. А уже на их основе режиссер, художник, декораторы, осветители будут разрабатывать свои варианты. Все эти инструменты позволяют ускорить работу над спектаклем, и в результате получается качественный продукт. Всего один пример. Мюзикл «Дорогой мистер Смит» петербургского театра «Приют комедианта» в 2022 году был номинирован на премию «Золотая маска» в нескольких номинациях, в том числе и за сценографию, которая была разработана при помощи ИИ.
- А возможно такое, что на сцене живых актеров заменят актеры, созданные нейросетями?
- Нет. ИИ, нейросети - это только инструменты, помогающие в работе. И все разговоры о том, что ИИ поработят и полностью заменят человека - это просто классный маркетинговый ход, чтобы привлечь внимание к разработкам в сфере новейших технологий, возможностям ИИ. Как любое новое явление, он вызывает определенные опасения, но они безосновательные. Это не тот фантастический ИИ, способный любить, творить, выходить из-под контроля, бунтовать и убивать по своему желанию. ИИ - это просто программный алгоритм и все.