История Татарстана в вещах. Выпуск №19

История Татарстана в вещах. Выпуск №19

news_top_970_100

Уважаемые читатели!

Накануне большого юбилея - 100-летия Татарской АССР, который будем отмечать в 2020 году, редакция «Казанских ведомостей» совместно с Национальным музеем Республики Татарстан при поддержке Ассоциации музеев РТ дала старт новому проекту «ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА В ВЕЩАХ».
Предлагаем вам рассказать о вещах, в которых отразилось наше время, время ваших родителей, дедушек и бабушек. Это должны быть рассказы об обычных и необычных предметах, которые служили людям. Объясните своим современникам, какое значение имели эти вещи в те годы и для чего они были нужны. Это могут быть предметы как из новейшей истории республики, так и прошлых веков.
Если вещь сохранилась в вашей семье, можете проиллюстрировать свои воспоминания. Присылайте нам фотографии этих предметов по обычной почте (420066, Казань, а/я 231) и электронной (redkv@kazved.ru) или приносите эти вещи в редакцию по адресу: ул. Чистопольская, 5. Мы их сфотографируем и вернем сразу же вам.
Просим принять активное участие в акции «История Татарстана в вещах» сотрудников музеев.
Не забудьте написать, о каком периоде времени вы рассказываете (желательно указать год): это существенно повысит ценность ваших воспоминаний. Обязательно укажите свои координаты для обратной связи: ФИО, домашний адрес или телефон, а также род занятий, возраст (кроме имени, эти сведения публиковаться не будут).
Итак, давайте сообща расскажем историю Татарстана в вещах! Они, самые беспристрастные свидетели времени, хранят энергетику и память о нашем прошлом.

Ведущая рубрики главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера ЯКУПОВА


Песенники

Вот тогда у меня и моих подруг появились песенники. В них мы записывали понравившиеся песни. «Для стихотворений и песен» - написала я на общей тетради в клетку. На ней дата - 1964 год, 6-й класс. В нее записывала то, что хотела запомнить. Первая песня - из репертуара Эдиты Пьехи «Венок Дуная», а вторая - из кинофильма «Тишина», про безымянную высоту, где оставалось только трое из восемнадцати ребят. Песня из кинофильма «Человек-амфибия», «И на Марсе будут яблони цвести», «Ой ты, рожь», «Хотят ли русские войны», «Голубые города», «Бригантина поднимает паруса», «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Марш 26 июля» («Шагайте, кубинцы»). Я любила песни о Кубе, их легко петь под шаг, в них столько энергии! «Черный кот» - под нее на школьных вечерах танцевали твист и шейк. Эту песню вначале критиковали. «Так о чем же песня?» - писала «Комсомольская правда». Но песню полюбил народ, и в конце концов ее реабилитировали.

Заканчивался один песенник - заводился другой. В старших классах девочки на переменах собирались в кружок и пели. Это были песни, исполняемые Муслимом Магомаевым, Иосифом Кобзоном, Эдуардом Хилем, Эдитой Пьехой, Марией Пахоменко, Людмилой Сенчиной. «Старый причал» из кинофильма «Путь к причалу», «Ты у меня одна» Визбора, «Песня о друге» Высоцкого, «Как бы мне влюбиться, чтоб не ошибиться», «Зачем» Ирмы Сохадзе и ее же «Оранжевая песня», «Я иду, шагаю по Москве», «Аист», «Скоро август», «Тополя»... Еще было принято дарить друг другу песни, то есть записать в твой песенник песню, которая нравится, и подписать в конце: «На память Соне от Светы».

В 70-е годы стали популярны песни в исполнении вокально-инструментальных ансамблей «Песняры», «Самоцветы». Я уже работаю, но песенник, пятый по счету, веду. Вклеиваю туда песни, тексты и ноты которых печатают в молодежной газете «Комсомолец Татарии», всесоюзном журнале «Работница».

Коллектив лаборатории электрических устройств и измерений «Теплоконтроля», куда я поступила работать в 17 лет, пел любимые песни прямо на рабочем месте. Сидит молодой инженер и, не выпуская из рук паяльника, поет мощным баритоном, эпатируя окружающих, «русские, народные, блатные, хороводные»... Моя напарница тоже, сидя за станком, на котором мотала трансформаторы, всегда что-нибудь напевала. В ее татарской семье, где мы часто отмечали праздники, я выучила русские народные, украинские, цыганские и военные песни. Впервые поняла, как здорово петь вместе, сидя за столом, глядя в глаза друг другу...

В 70-х годах мы много путешествовали. Девять дней сплавлялись по притоку Енисея реке Мане на больших резиновых лодках - понтонах. Плывем по реке, а вокруг поросшие лесом горы, тайга, над рекой высоко в небе белый след реактивного самолета, напоминавший, что где-то есть люди. А мы в лодке поем, работая веслами. Вечером у костра поем всей группой - все из разных уголков Советского Союза.

Путешествовали пешком по Уралу. Снова вечерний костер, общие и всем дорогие песни. В том числе и веселые туристические: «Королева Непала», «Перекаты», «Вальс в ритме дождя», «Туристическая походная». Они в песеннике заняли место рядом с любимыми - «Мой адрес - Советский Союз», «Надежда» и «Люди идут по свету».

Мы часто собирались и пели у нас дома под  гитары друзей. Появившийся в компании студент привнес свои песни из стройотряда. В песеннике рядом с туристическими появились и вернувшиеся в наш репертуар романсы «Ночь светла», «Не уходи».

И вот что интересно. Точно так же соседствуют в дамском дореволюционном альбоме моей бабушки  Веры Андреевны Пономаревой «Буревестник» Горького и стихи Надсона. А в маминой коленкоровой тетрадке - песня «Наш паровоз, вперед лети!» рядом с ариями из любимых опер, которые часто звучали по радио.

Время летит быстро. Мир меняется. Меняются песни. Песенник я больше не веду. Если случится петь в компании, что бывает теперь крайне редко, знаю, память поможет вспомнить любимые песни...

news_right_column_240_400