Уважаемые читатели!
Накануне большого юбилея - 100-летия Татарской АССР, который будем отмечать в 2020 году, редакция «Казанских ведомостей» совместно с Национальным музеем Республики Татарстан при поддержке Ассоциации музеев РТ дала старт новому проекту «ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА В ВЕЩАХ».
Предлагаем вам рассказать о вещах, в которых отразилось наше время, время ваших родителей, дедушек и бабушек. Это должны быть рассказы об обычных и необычных предметах, которые служили людям. Объясните своим современникам, какое значение имели эти вещи в те годы и для чего они были нужны. Это могут быть предметы как из новейшей истории республики, так и прошлых веков.
Если вещь сохранилась в вашей семье, можете проиллюстрировать свои воспоминания. Присылайте нам фотографии этих предметов по обычной почте (420066, Казань, а/я 231) и электронной (redkv@kazved.ru) или приносите эти вещи в редакцию по адресу: ул. Чистопольская, 5. Мы их сфотографируем и вернем сразу же вам.
Просим принять активное участие в акции «История Татарстана в вещах» сотрудников музеев.
Не забудьте написать, о каком периоде времени вы рассказываете (желательно указать год): это существенно повысит ценность ваших воспоминаний. Обязательно укажите свои координаты для обратной связи: ФИО, домашний адрес или телефон, а также род занятий, возраст (кроме имени, эти сведения публиковаться не будут).
Итак, давайте сообща расскажем историю Татарстана в вещах! Они, самые беспристрастные свидетели времени, хранят энергетику и память о нашем прошлом.
Ведущая рубрики главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера ЯКУПОВА
Фотоаппарат Kodak
Родители рассказывали, что в СССР в начале 90-х годов стать обладателем заграничного фотоаппарата было за счастье. В те времена жители нашей страны нередко ездили за рубеж за бытовой техникой, одеждой и обувью, поскольку по качеству иностранное, увы, превосходило отечественное.
Как-то папа привез из Польши фотоаппарат Kodak, который сразу стал незаменимым помощником в нашей семье. Сколько улыбок, счастливых мгновений и памятных событий запечатлено этим фотоаппаратом! Это казалось бы бездушное устройство зафиксировало самые важные моменты не только из жизни нашей семьи, но и страницы истории Казани и Татарстана: первый поход в школу моей сестры, посиделки в кругу родных, празднование Сабантуя в Камском Устье… А в 2005 году наш бодрый «старичок» заснял празднование 1000-летия Казани.
Kodak уже отслужил свое и теперь «отдыхает» на полке. Жаль, что восстановлению фотоаппарат не подлежит - вышел из строя чип аккумулятора. Иногда я достаю семейную реликвию, внимательно ее рассматриваю и мысленно переношусь в далекое, но такое близкое прошлое моей семьи, отображенное на старых фотографиях.
Эмиль Нургалеев, студент КФУ
Керосиновый фонарь «Летучая мышь»
В 80-е годы прошлого столетия во многих домах на случай отключения электричества был запас свечей или керосиновый фонарь. Фонарь можно было купить в хозяйственном магазине, а керосин - в специальных лавках, где его продавали литрами. Приходили за ним со своей емкостью, чаще всего с бидоном. Стоил фонарь недорого, наш мы купили за 3 рубля. Надпись на его дне гласила, что он прошел проверку отдела технического контроля, следовательно, является качественным товаром.
Служил фонарь долго. Помню, как около него собиралась вся семья: папа читал, мама вязала, дети готовили уроки. Забегали школьные друзья - поговорить, поиграть.
Отсутствие света дома не являлось причиной, чтобы не сделать уроки. Можно было и двойку получить, если попробуешь отговориться, что свет в доме отключили.
Светильник у фонаря нередко чадил. Тогда надо было в потушенном виде аккуратно подрезать фитиль. Копоть на стекле протирали тряпкой, а в случае необходимости стекло просто меняли. Керосиновый фонарь можно было подвесить. С помощью ручки регулировалась яркость света.
Керосиновый фонарь вносил какую-то таинственность в наш быт, напоминал о Новом годе, чудесах... Всем было уютно около него. Чтение книг в его свете казалось гораздо увлекательнее, чем при обычном электрическом. Помню, однажды в детстве так зачиталась книгой Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», что забыла забрать младшего брата из детского сада. Хорошо, что родители пришли пораньше с работы и побежали в детсад за малышом.
Когда я училась в пятом классе, нам задали написать сочинение на тему «Осень». И как раз накануне сдачи сочинения отключили свет. Папа принес из чулана керосиновый фонарь, и я за вечер написала сочинение, оформила альбомный лист рисунками об осени, за что и получила заслуженную пятерку. Мое сочинение учительница прочитала в классе как одно из лучших.
И в наши дни керосиновый фонарь «Летучая мышь» готов нам служить. Просто он ждет своего часа в чулане…
Лариса Вячеславовна Поселягина, преподаватель Института дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов социокультурной сферы и искусства, Казань
Радиола
Накануне 1972 года, под самый Новый год, отец откуда-то принес большую старую радиолу. В те времена покупка любой техники была большим событием для каждой советской семьи. Радиола почему-то не ловила волны, не транслировала программы, но для нас, детей, это было неважно. Главным было то, что внутри нее находился проигрыватель для виниловых пластинок и в придачу к нему внутри находилась одна-единственная пластинка с песней «Пикулина» на польском языке.
Мне тогда было 9 лет, а сестренке Резеде - 5. Мы были беззаботными и радостными детьми, все время что-нибудь придумывали. Как-то раз я нарядила малышку в красивое мамино платье, дала ей один конец скакалки и сказала: «Это твой микрофон. Пой!» Сестренка хорошо пела и любую услышанную песню могла повторить с лету. В тот раз, взяв в руки «микрофон», она встала на диван как на сцену и под пластинку громко спела песню «Пикулина». Я, единственный слушатель, сидя в кресле, хлопала в ладоши и кричала «браво!», «бис!» К сожалению, длились наши домашние концерты недолго. К нашему большому огорчению, радиола сломалась.
Однажды летним днем 1978 года родители привезли в дом радиолу «Контата-204». Мы с неподдельным восторгом рассматривали это чудо техники. Корпус радиолы - деревянный, с лакированной поверхностью. В верхней части корпуса размещено электропроигрывающее устройство, закрываемое поднимающейся крышкой. Вся эта конструкция величественно стояла на четырех тонких ножках. Для нас, детей 70-х годов, было большим счастьем иметь возможность слушать пластинки, да еще у себя дома.
В конце каждого месяца мы бегали в Казанский ЦУМ, выстаивали огромную очередь и покупали пластинки современных ВИА («Песняры», «Самоцветы»). Появились и первые песни в исполнении Аллы Пугачевой. Для родителей покупали пластинки татарских певцов - Альфии Абзаловой, Ильхама Шакирова, Венеры Ганеевой, Гали Ильясова… А жизнь шла своим чередом под мелодии нашей любимицы радиолы.
Теперь этот раритет стоит на подоконнике у папы и напоминает нам такое далекое и такое счастливое детство...
Рамзия Яхиевна Харисова, Казань