История Татарстана в вещах. Выпуск №28

История Татарстана в вещах. Выпуск №28

news_top_970_100

Уважаемые читатели!

Накануне большого юбилея - 100-летия Татарской АССР, который будем отмечать в 2020 году, редакция «Казанских ведомостей» совместно с Национальным музеем Республики Татарстан при поддержке Ассоциации музеев РТ дала старт новому проекту «ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА В ВЕЩАХ».
Предлагаем вам рассказать о вещах, в которых отразилось наше время, время ваших родителей, дедушек и бабушек. Это должны быть рассказы об обычных и необычных предметах, которые служили людям. Объясните своим современникам, какое значение имели эти вещи в те годы и для чего они были нужны. Это могут быть предметы как из новейшей истории республики, так и прошлых веков.
Если вещь сохранилась в вашей семье, можете проиллюстрировать свои воспоминания. Присылайте нам фотографии этих предметов по обычной почте (420066, Казань, а/я 231) и электронной (redkv@kazved.ru) или приносите эти вещи в редакцию по адресу: ул. Чистопольская, 5. Мы их сфотографируем и вернем сразу же вам.
Просим принять активное участие в акции «История Татарстана в вещах» сотрудников музеев.
Не забудьте написать, о каком периоде времени вы рассказываете (желательно указать год): это существенно повысит ценность ваших воспоминаний. Обязательно укажите свои координаты для обратной связи: ФИО, домашний адрес или телефон, а также род занятий, возраст (кроме имени, эти сведения публиковаться не будут).
Итак, давайте сообща расскажем историю Татарстана в вещах! Они, самые беспристрастные свидетели времени, хранят энергетику и память о нашем прошлом.

Ведущая рубрики главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера ЯКУПОВА


Волшебная палочка

Однажды в начале 20-го века на Пасху девушки гуляли возле церкви. Одна из них - симпатичная Лиза - своей внешностью и ярким нарядом привлекла внимание красавца Абдуллы. Модница Лиза завладела сердцем татарского джигита. Вскоре молодые поженились. У них родились сын и дочь. Когда дети выросли и обзавелись своими семьями, Лиза стала нашей любимой бабулей. В ее руках мы часто видели деревянную палочку - веретено. Бабуля нам рассказала, для чего ей эта, как нам тогда казалось, волшебная палочка.

Лиза рано осиротела и выросла в доме своей бабушки, которую звала мамашей. Мамаша была хорошей хозяйкой и рукодельницей. Она и научила Лизу прясть, шить, вышивать. Для чего ей пришлось научиться работать с веретеном. Веретено - это такое приспособление из дерева, сантиметров 30 длиной, при помощи которого получалась нить из льна, шерсти или хлопка. На вид - тонкая деревянная палочка, один конец острый, другой утолщен. На веретено и наматывали или шерсть, или хлопок, или лен в виде скрученной нити. А потом мастерица решала, на какое изделие эти нити пойдут. В те времена молодые девушки на выданье должны были своими руками приготовить приданое: полотенца, скатерти, подушки, рушники... На этот счет на Руси пословица была: «Девку веретено одевает».

На всю жизнь пригодились Лизе уроки мамаши. В молодости она щеголяла в собственных нарядах, потом усердно обшивала своих детей. Нам, внучкам, могла связать любую вещь! Мы первыми во дворе носили модные шапочки и рукавички. Шерсть бабуля покупала на базаре, сама пряла ее, мастерски управляясь с веретеном, которое она сохранила на память о мамаше. Шила бабуля тоже с фантазией. У нас с сестрой с ясельного возраста были эксклюзивные наряды от нее. Когда мы подросли, она и нас научила шить и вязать.

Частенько бабуля приглашала к себе на пельмени - вот это было объеденье! А на десерт подавала вкуснейший заливной пирог по собственному рецепту. Все успевала наша бабуля, вот только не успела состариться. От души поработав в саду, она ушла от нас ночью, во сне...

Годы летят, а все чаще мы с сестрой вспоминаем бабулю. Берем в руки ее волшебную палочку. Подумать только, при помощи какой простой вещи наша бабуля нашла свое счастье: обрела ремесло, семью, детей, внуков - разве это не чудо? До сих пор мы любуемся ее вышивкой гладью: яркими цветами, экзотическими попугаями на подушках - думках. Ткань обветшала, но цветные узоры как будто хранят тепло умелых рук бабули...

Ляйсан Киямова, Казань


Парень с гитарой

Полвека назад гитара висела в каждом доме. Нехитрый музыкальный инструмент был непременным атрибутом всех домашних праздников и встреч друзей. Можно даже говорить о гитарном буме 70 - 80-х годов, когда чуть ли не в каждой школе был свой вокально-инструментальный ансамбль, а каждый юнец мечтал освоить хотя бы три аккорда. Парень с гитарой был желанным гостем в любой компании, его умелая игра и выразительное пение вызывали восхищение у девушек и белую зависть у парней.

Чаще всего он выделялся и своей яркой внешностью: длинные распущенные волосы, брюки клеш...

Я, как и все подростки тех лет, тоже мечтал научиться играть на гитаре. Летом в пионерском лагере старшие ребята показали мне на шестиструнке, как тремя пальцами брать ля минор, ре минор и ми мажор - с этим минимальным набором можно было спеть пяток незамысловатых дворовых песенок.

Осенью моя старшая сестра пошла работать на завод. С первой же получки купила мне гитару за 8 рублей. После где-то достала самоучитель. Я каждый вечер бренчал часов по 5 - 6 подряд, стирая струнами кончики пальцев до крови. И за зиму научился подбирать любую песню, что слышал по телевизору или радио. Самому петь сначала не очень получалось, но постепенно голос я себе разработал, как и руки. Даже подпевал сестре вторым голосом, хотя никто этому не учил.

Понятное дело, с гитарой я сразу стал душой дворовой компании. А через год поступил в Казанское театральное училище, причем ни басня, ни стихотворение, а именно исполнение песенки «Отчего» (из репертуара ВИА «Веселые ребята»), как позже признался мой экзаменатор - преподаватель по вокалу Виталий Александрович Харламов, повлияло на решение приемной комиссии.

И мой рейтинг среди сокурсников, конечно, подняла гитара. Первого сентября нас торжественно объявили первокурсниками, а второго... послали в колхоз собирать картофель. Пока ехали до речного порта (чтобы «омиком» добраться до села Матюшино на другом берегу Волги), атмосфера в автобусе была напряженной, ведь мы друг друга еще толком не знали. Я попросил парня, бренчавшего на расстроенной гитаре, дать мне инструмент. Спел пару песен Юрия Антонова, услышал от девочек: «Еще!», «А эту знаешь?» И далее пели уже хором!

Да и в театре первая моя маленькая роль была с гитарой. И в литинститутской общаге в Москве она меня выручала... А когда сын Никита попросил меня научить его играть на гитаре и уже через год делал это намного лучше меня, я перестал брать в руки инструмент. Совсем. Такова жизнь. Отныне мой сын - парень с гитарой.

Александр Воронин, Казань


Даешь памятник телогрейке!

Хорошо бы в Казани поставить памятник телогрейке. Ведь она согревала не одно поколение россиян - и тех, кто работал в военные годы в тылу, и тех, кто в мирное время восстанавливал разрушенное хозяйство большой страны. В телогрейках наши люди осваивали Север, целину, Дальний Восток. Это была самая массовая зимняя верхняя (чаще всего рабочая) одежда в СССР.

В 70 - 80-е годы в Татарстане телогрейки имелись в любом рабочем коллективе. Заводы строили хозспособом дома. Каждый из нас мог стать в одночасье строителем. Две-три телогрейки постоянно висели в шкафу, готовые обогреть нас в непогоду.

В сельской местности в телогрейках, в основном черного цвета, работали, ходили и в гости, и в магазин. Дети носили их в школу, бегали в них по улицам, играли в хоккей и катались на лыжах. Некоторые щеголяли в телогрейках синего или серого цвета.

В моем семейном альбоме - фото молодой женщины в телогрейке на фоне ящиков. На обороте снимка надпись: «Кохтла-Ярвинская геологоразведочная партия «Трудовой день прораба». На память Любе от Вали 14/I 1949 года».
Люба - это моя мама. После окончания географака она руководила рабочей бригадой. Инженеры, в том числе и мама, спускались в пробуренные шурфы, чтобы определить на месте, как залегает та или иная порода, описывали, составляли карты разрезов.

Делать это приходилось в рабочей одежде, каковой и была телогрейка: внутри вата, сверху и снизу простеганная хлопчатобумажная ткань. В телогрейке было тепло. А если намокшую ее повесить к натопленной печке, то к утру она высыхала и снова была готова греть хозяйку, защищать от холода и ветра.

Так что современный пуховик пусть не смотрит свысока на старушку телогрейку! Он по сути ей родственник и всего лишь простеганный пух внутри яркой синтетики...

Софья Хамидуллина, Казань

news_right_column_240_400