Заначка
Я часто вспоминаю свое далекое детство - оно было наполнено живым общением. Мы запросто ходили друг к другу в гости, играли всем двором, посещали всевозможные кружки в Доме пионеров, ездили отдыхать в пионерский лагерь. И читали, читали все, что попадет в руки: газеты, журналы, книги. Понравившуюся книгу передавали друзьям, а потом вместе обсуждали прочитанное. На день рождения книга была для нас лучшим подарком.
Недавно, наводя порядок на книжной полке, я наткнулась на свою любимую в детстве книгу - «Три мушкетера» Александра Дюма. Вспомнились школьные годы, первая любовь... Начала перелистывать том, и вдруг из него выпали денежные купюры: 25, 10, 5, 3 - всего 78 советских рублей! Вот это да! Сразу подумалось: чья же это заначка? Начала гадать - сколько же можно было всего накупить, попадись эти деньги тогда мне, школьнице? Эскимо стоило 11 копеек, булочка - 15 копеек, банка сгущенки - 55 копеек. А сколько раз в кино сходить! Наконец, купить велосипед - голубую мечту ребятни тех лет.
Мои родители в то время работали на Казанском оптико-механическом заводе. Папа трудился в литейном цехе и был в передовиках производства. В местном Дворце культуры на Доске почета висела его фотография - мы гордились отцом. Зарплата у него была 120 рублей. У мамы - 80 рублей. Значит, заначка составляла почти месячный оклад мамы! Продукты тогда стоили копейки, можно было отложить с зарплаты, например, на телевизор, новую мебель или дачу. Так кем и на что были припасены эти деньги?
Решила узнать у родителей. Папа засмеялся и поклялся, что всегда всю зарплату отдавал маме - так принято было в семье: она распределяла, как тратить и куда. Мама в ответ на мой вопрос отшутилась, дескать, этого денежного запаса не делала, а вот мечта поехать всей семьей к морю тогда у нее была.
С годами все больше понимаешь, что самое ценное и дорогое в жизни - это родители, семья и дети. Эти случайно найденные купюры так и хранятся в любимой книге, напоминая о моем счастливом детстве, когда жили мы дружно, весело, а самое главное - заботились друг о друге и всегда находили время для общения. Пусть припрятанные кем-то из домашних деньги останутся семейной реликвией. А вот мечты самых близких и любимых людей - родителей - можем исполнить мы, их дети. И я решила отправить папу с мамой летом в санаторий к морю.
Светлана Голикова, Казань
Билет в прошлое
Знаете ли вы, что такое перидромофилия? Пугающее на первый взгляд словечко означает коллекционирование знаков оплаты проезда в общественном транспорте (билетов). Первые объединения таких коллекционеров появились после Второй мировой войны, а в 1946 году в Великобритании было создано первое официальное общество перидромофилистов.
По роду своей трудовой деятельности мне часто приходится ездить, преимущественно поездами. И у меня собралась большая коллекция проездных документов прошлого и настоящего - более тысячи билетов.
Одним из интереснейших в ней является сезонный проездной от разъезда Обсерватория до Казани, датированный 1955 годом. В то время такой билет на полгода неограниченного числа поездок стоил 44 рубля. В него вклеивалась фотография владельца и заверялась штемпелем станции. Фотография перекочевывала с одного билета на другой по мере окончания срока действия. Проездной в виде книжечки, на обложке надпись «Казанская железная дорога», изображение паровоза в клубах пара и аббревиатура «МПС» («Министерство путей сообщения»). Им пользовались дачники и жители пригорода, а также работники Астрономической обсерватории им. В.П.Энгельгардта.
Наиболее распространенным типом проездного документа на железной дороге у нас в стране в пригородном и дальнем сообщении вплоть до середины 90-х годов ХХ века являлся так называемый эдмондсоновский билет - по названию первого производителя этого знака оплаты английской фирмы Edmondson. В просторечии - картонка. Один из старейших билетов III класса по маршруту Зеленый Долъ - Казань моей коллекции датируется 1916 годом. Есть у меня и билеты 50-х годов прошлого века пригородного сообщения Вахитовский - Арск, Бирюли - Ометьево. Или вот, например, билет доцента университета К.В.Костылева, ехавшего в декабре 1953 года из Казани в Ленинград, вместе с его командировочным удостоверением в Главную астрономическую обсерваторию СССР. В наши дни, в 2007 году, в пригороде столицы Татарстана открылась Казанская детская железная дорога. У меня сохранился билет на ее первый поезд. А еще я храню билеты на поезд в засекреченный Саров, проездные документы железных дорог стран СНГ, Индии, Таиланда, Венгрии и других стран мира.
Дмитрий Отчик, сотрудник вокзала «Казань» Горьковской железной дороги
Столетняя коробка для конфет
Больше 100 лет назад жил в селе Сугушла (ныне Лениногорский район Татарстана) зажиточный крестьянин Гаяз абзый. Хозяйство у него было крепкое, имелась и своя пасека. В большой семье росли четыре сына - Муллахмет, Фатых, Минахмет, Яриахмет, а также дочь Фахира.В то лето (а дело было до революции 1917 года) собрали богатый урожай, накачали много меда. Поехал Гаяз абзый в Бугульму на ярмарку. Все удачно сложилось, деньги за излишки урожая и меда выручил немалые. Чтобы обрадовать домочадцев, решил глава семейства купить конфет. Да не по одной конфетке каждому, а большую коробку. Так красивый жестяной сундучок «Карамель изъ фруктовыхъ соковъ» попал в семью Гаязовых. Сладостями из него детей награждали за хорошие поступки и помощь по хозяйству. После революции в отцовском доме жил младший из сыновей Гаяза абзый Яриахмет Гаязов с женой Закирой и детьми Якупом и Сарваром. К тому времени пустая коробка стояла на полке за стеклянной дверцей самодельного буфета на кухне. Украшенная дивным тисненым растительным узором виноградной лозы, она привлекала внимание всех входящих в дом. Позднее ее стали использовать как домашнюю шкатулку - складывали туда документы и квитанции. Попали в нее и фронтовые письма Яриахмета и его братьев, а потом похоронки на погибших в Великой Отечественной войне Минахмета и Яриахмета.
Моя тетя Гульчира апа (мамина сестра) в 1964 году вышла замуж за Якупа, сына Яриахмета. Долгие годы они прожили в родовом гнезде Гаязовых. В детстве бывая у них в гостях, я издали любовалась этой чудесной вещицей. Воображение рисовало, что там лежали непременно красивые вещи.
Шли годы, а необычная коробка все стояла на полке полированного серванта, оставаясь хранилищем семейных раритетов.
Как-то Гульчира апа пришла в наш Лениногорский краеведческий музей, где я в то время работала младшим научным сотрудником. Ей понравились наши экспозиции, и она стала активным членом музейного клуба «Бабушкины посиделки». Однажды на заседание, которое было посвящено семейным реликвиям, Гульчира апа принесла эту заветную коробку, рассказала ее историю и передала в дар нашему музею. Сегодня она экспонируется в зале этнографии и является изюминкой наших выездных выставок.
Фагима Фаатовна Минязева, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Лениногорского краеведческого музея, заслуженный работник культуры РТ