История Татарстана в вещах. Выпуск №7

История Татарстана в вещах. Выпуск №7

news_top_970_100

Уважаемые читатели!
Накануне большого юбилея - 100-летия Республики Татарстан, который будем отмечать в 2020 году, редакция «Казанских ведомостей» совместно с Национальным музеем Республики Татарстан при поддержке Ассоциации музеев РТ дает старт новому проекту «ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА В ВЕЩАХ». 
Предлагаем вам рассказать о вещах, в которых отразилось наше время, время ваших родителей, дедушек и бабушек. Это должны быть рассказы об обычных и необычных предметах, которые служили людям и сейчас имеют историческую ценность. Объясните своим современникам, какое значение имели эти вещи в те годы и для чего они были нужны. Это могут быть предметы как из новейшей истории республики, так и прошлых веков.
Если вещь сохранилась в вашей семье, можете проиллюстрировать свои воспоминания. Присылайте нам фотографии этих предметов по обычной почте (420066, Казань, а/я 231) и электронной (redkv@kazved.ru) или приносите эти вещи в редакцию по адресу: ул. Чистопольская, 5. Мы их сфотографируем и вернем сразу же вам.
Не забудьте написать, о каком периоде времени вы рассказываете (желательно указать год): это существенно повысит ценность ваших воспоминаний. Обязательно укажите свои координаты для обратной связи: ФИО, домашний адрес или телефон, а также род занятий, возраст (кроме имени, эти сведения публиковаться не будут). 
Итак, давайте сообща расскажем историю Татарстана в вещах! Они - самые беспристрастные свидетели времени, хранят энергетику и память о нашем прошлом. 
Ведущая рубрики главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера ЯКУПОВА

Лыжи в кладовке стоят…

Если бы мои старые деревянные лыжи могли говорить, то они рассказали бы о деревообрабатывающем комбинате Зеленодольска, где сначала были заготовками, а уж потом благодаря мастерам стали спортивным инвентарем красного цвета с эмблемой фабрики. А еще могли бы рассказать, какое большое путешествие по городу проделывали, прежде чем их хозяева, встав на них, бежали к любимому месту отдыха казанцев - озерам Лебяжье и Глубокое.

В 70-е годы прошлого века жителям Казани было где покататься: и в Березовой роще за поселком Мирным, и в парке Горького, где лыжня начиналась прямо у входа и выводила на замерзшую речку Казанку, и в Троицком лесу… Даже по озеру Кабан можно было сделать круг. Но Лебяжье притягивало все-таки больше всего. Во-первых, там была база проката лыж. Доехав на автобусе до озера и выйдя на остановке, можно было полностью экипироваться: и ботинки, и лыжи выдавали на прокат. Сразу же за этой базой начиналась лыжня - вокруг высокие сосны, между ними фигурки лыжников, направлявшихся к озеру Глубокому. Берега его довольно круты. Летишь с таких - дух захватывает! Вот и заснеженное озеро, изрезанное лыжней в разных направлениях. Десятки людей с гор катаются на санках, картонках и даже на корыте! Группа ребят играет в футбол прямо на озере.

А мы все шли по лыжне к другому озеру - Малому Глубокому. Над зимним лесом сияло голубое небо, и мы иногда, не снимая лыж, ложились спиной на снег и смотрели вверх на небесную синь и наклонившиеся к нам березы - ощущение непередаваемое!

Накатавшись, давали круг по лесу и выходили снова к базе проката, хотя нам она нужна была не всегда - лыжи имелись у всех свои. Зато в шаговой доступности от проката стояло бесхитростное по архитектуре сооружение - кафе «Березка». Там, потолкавшись в очереди, покупали горячий чай и с пылу с жару перемячи. Перекусив, отдохнув, расстояние от Лебяжьего до Телевышки преодолевали на лыжах. Потом садились в троллейбус и ехали до центра города, где, пересев на трамвай, добирались до дома. Кстати, и до Лебяжьего ехали точно так же. А бывало, троллейбус из центра вез нас через Кировский район к остановке «Телевышка». Мы там высаживались, пройдя немного вперед, вставали на лыжи и через красивый зимний лес добирались до озера Глубокого.

У подруги был фотоаппарат. Помню, что она успела запечатлеть полет с горы парней на корыте. Мы с ними познакомились, и нам любезно разрешили покататься на этом своеобразном средстве спуска. На дне корыта было старое одеяло, но кочки все равно ощущались. Ребята позвали нас к себе в гости отмечать 8 Марта. Во время застолья один из новых знакомых попросил меня написать ему письмо. А я ответила, что писем писать не люблю. Ну что мне стоило взять и написать письмо?! Потом этих ребят мы потеряли из виду. На лыжах с нами ездили брат, друг брата и мой заводской приятель. Все мы со временем образовали семейные пары, и что интересно, больше на Лебяжье не ездили.

Теперь туда ездит кататься на своей машине мой сын. Если едет с компанией, берут с собой шашлыки. Сейчас пахнет в лесу на Лебяжьем дымом от мангалов, а не свежим зимним воздухом. Но ездить туда горожане все равно любят. Ведь проскочив мангалы, вы оказываетесь в волшебном зимнем лесу, где стучит дятел, стрекочет сорока, бежит меж сосен и елей лыжня. И где можно еще встретить своих ровесников - они остались верны месту отдыха своей юности.

Софья Хамидуллина, Казань.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100