«История войны в вещах» помогла узнать ранее секретную информацию о близких

Рубрика «История войны в вещах», которую ведет главный редактор «Казанских ведомостей» Венера Якупова, дала возможность поделиться воспоминаниями и рассказами о своих близких и памятных вещах, связанных с ними, множеству людей. Значительную часть повествований объединяет одно - авторы историй не знали, где и как погибли их близкие на войне, за какие подвиги получили ордена.

news_top_970_100

Постоянный консультант «Казанских ведомостей» - директор Музея Великой Отечественной войны в Казанском кремле Михаил Черепанов - нашел документы, которые помогли выяснить судьбу героев историй, вышедших в газете. На днях в редакции прошла встреча с их родственниками и близкими, на которой им вручили найденные извещения. 

- Хочу нас всех поздравить с небольшим праздником, - начала встречу с приветственного слова Венера Якупова. - Сегодня здесь встречаются люди, которые приняли участие в рубрике «История войны в вещах». Около двух лет назад наша газета объявила акцию, в рамках которой читатели могли рассказать о защитниках нашей Родины через вещи, связанные с ними. Истории, вышедшие в газете, вошли в сборник «Путеводитель до Берлина. Удивительные истории о семейных реликвиях войны». Но невозможно было бы создать эту книгу без людей, профессионально владеющих навыком сбора архивной военной информации. Поэтому мы работали в тесном сотрудничестве с заведующим Музеем-мемориалом Великой

Отечественной войны в Казанском кремле Михаилом Черепановым. Он выступил в роли нашего консультанта, а также в качестве автора одной из историй сборника - рассказа о своем деде «Десять пфеннигов».

В нынешнем году редакция «КВ» приняла решение продолжить рубрику «История войны в вещах». Автором первой истории в новом сезоне рубрики стал Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. 10 ноября вышел второй рассказ об обладателе ордена Красного Знамени крымском татарине Амди Мустафаеве и его фронтовой зажигалке. Михаил Черепанов оперативно отреагировал и разыскал наградной лист на орден, врученный Амди Мустафаеву. Получить наградной лист мы пригласили его сына Нури Мустафаева, автора истории.

- Примечательно, что эта зажигалка сделана из запала гранаты РГД, это по-своему уникальная вещь, - поделился Михаил Черепанов. - Что касается наградного листа и причины, по которой Амди Мустафаев не получил его при жизни, то дело в том, что этот документ, как и многие другие, был рассекречен относительно недавно - в 2006 году. А сайт «Подвиг народа», на котором были размещены эти документы, и вовсе появился лишь в 2010 году.

Из найденного Михаилом Черепановым наградного листа мы узнали подробности подвига Амди Мустафаева. В составе 400-го отдельного зенитного артбатальона 334-й стрелковой дивизии он в должности командира огневого взвода участвовал в разведке переднего края обороны противника в районе Усвят, доставил в штаб ценные сведения. В составе 1625-го зенитного артполка при выполнении полком задачи по охране коммуникаций 4-й ударной армии лейтенант Мустафаев отбил 12 атак самолетов противника, тем самым обеспечив доставку на фронт 118 эшелонов особо важных грузов без повреждений и задержек.

- Отец был убежденным патриотом, - поделился Нури Мустафаев. - Он не держал обиду на страну, которая жестоко обошлась с его семьей и народом. Он был светлым человеком, прощавшим всех обидчиков. Отец стал художником, но ни одной картины не посвятил войне.

Трогательная и грустная история «Патефон», в которой рассказывается о влюбленном молодом человеке Александре Блюмштейне, пишущем письма с фронта своей однокласснице, не содержит одной детали: до самой смерти родители и близкие не знали об обстоятельствах смерти Шуры, по документам он числился без вести пропавшим. И вот в редакции «Казанских ведомостей» троюродная сестра Александра Наталья Чернышева и ее супруг Алексей Чернышев из рук Михаила Черепанова получили извещение, из которого узнали, что их родственник погиб в сентябре 1941 года в Гомельской области Белоруссии.

- Он был удивительным, не по годам развитым молодым человеком, - поделился воспоминаниями Алексей Чернышев, также ветеран-фронтовик. - Он обладал прекрасными способностями практически ко всем наукам, тонко разбирался в литературе. Вернись он с войны, непременно стал бы ученым или писателем.

Еще одной участницей встречи стала автор рассказа «Последнее письмо» Зульфира Закирова. В своей истории она рассказала об отце Абдулле Гизатуллине, написавшем с фронта единственное письмо и не вернувшемся домой. Как и родственники Александра Блюмштейна, Гизатуллины ничего не могли узнать об обстоятельствах смерти главы семейства. По обрывочным данным, описанным в письме, Михаил Черепанов попытался пролить свет на эту тайну, найдя извещение о гибели. Увы, несмотря на то что по ряду пунктов оно соответствует имеющейся информации, но в некоторых деталях (в частности, при указании места рождения) совпадения нет. Поэтому нет уверенности, что найденный документ был выписан на отца Зульфиры Закировой. Тем не менее Михаил Черепанов призвал ее не отчаиваться в поисках.

- Ежегодно находятся и рассекречиваются все новые и новые документы, - объяснил он. - Базы данных постоянно пополняются. Потому советую всем, кто ищет информацию о близких, погибших на войне, не бросать это дело, даже если оно уже кажется безнадежным.

Удивительно было наблюдать за тем, как рубрика «История войны в вещах», созданная в первую очередь для того, чтобы сохранить память о людях, чья судьба оказалась связана с Великой Отечественной, неожиданно помогла восстановить картины событий тех лет. Потому редакция «КВ» выражает глубокую признательность всем авторам присланных и рассказанных историй и обращает внимание читателей на то, что рубрика продолжается. Пишите нам, и, возможно, ваша история попадет во второе, дополненное издание книги «Путеводитель до Берлина».

news_right_column_240_400