Как доехать быстро, дешево и безопасно

Работники государственных автовокзалов сетуют: дела, мол, совсем плохи - нет оборота, прибыли, частники-конкуренты душат...

news_top_970_100

6 утра, рейс Казань - Нижнекамск. В салоне огромного комфортабельного автобуса всего с десяток пассажиров. С опозданием в 20 минут отъезжаем от автовокзала, и чуть в стороне водитель подбирает еще четыре человека. К слову, таких остановок по пути следования было предостаточно. Левых пассажиров набралось с десяток. Им проезд обошелся дешевле: в кассе билет приобретается за 405 рублей, у водителя - за 350.

В Набережных Челнах, едва отъехав от автостанции, автобус в очередной раз паркуется. К нему тут же подъехали небольшие грузовики, легковушки. Какие-то люди перетащили из багажного отсека автобуса в свои машины коробки, мешки. Возможно, это торговцы, заказавшие товар, а можно предположить, что это и террористы. Люди у автобуса исчезли так же быстро, как и появились.

Мы же продолжили неторопливое движение с частыми остановками. В Нижнекамск прибыли в 11.40. В итоге на дорогу в 242 километра со всеми вынужденными и запланированными остановками ушло 5,5 часа.

Возвращение на следующее утро из Нижнекамска в Казань было примерно по тому же сценарию, только левых пассажиров оказалось меньше да и остановок тоже. Но время на дорогу ушло столько же. Большую часть пути автобус ехал неспешным ходом.

Водитель на мои претензии высказал свои жалобы. Мол, с января уже задерживают зарплату, плана нет, потому что пассажиров разбирают частники, поэтому они и крутятся как могут: зарабатывают на левых пассажирах и грузоперевозках.

- Возможно, автобусы едут медленно, - согласился начальник Казанского автовокзала Андрей Хоткин. - Разрешенная скорость передвижения по трассе 50 км в час - это требование безопасности, продиктованное Правилами дорожного движения. Государственные перевозчики связаны различными требованиями, правилами, тарифами, установленными свыше, из-за которых, возможно, мы теряем пассажиров. Частнику проще. Он отвечает лишь за себя и свой автобус. У нас огромное хозяйство, которое необходимо содержать, нужно выплачивать налоги, платить по коммунальным счетам, зарплату и тому подобное. Содержание одного автобуса: оплата водителю, медобслуживание и тому подобное независимо от того, выехал он в рейс или нет, - автовокзалу обходится ежедневно в 500 рублей. Большинство частников, приобретя автобус, непонятно каким образом получают паспорта маршрута, выигрывают тендеры на перевозки. Количество ДТП с участием микроавтобусов частного перевоза, которые едут быстро, увы, не уменьшается.

Потребителю же хочется доехать до места назначения быстро, экономно и безопасно. А если есть спрос, то будет и предложение.

Конкурентоспособная альтернатива госавтовокзалам - частные фирмы. В 2000 году в Татарстане на самых хлебных трассах стали появляться такси-микроавтобусы. Главное, что они предлагали потребителю, - скорость и дешевизна.

Когда народ хлынул к частнику, встревожился государственный извоз. Хотя сейчас вроде бы и достигнуто перемирие, но оно настолько зыбкое, что рассказывать о своей работе частные перевозчики не хотят, чтобы не раздражать крупных госперевозчиков. Мол, у нас и так много неприятностей в конкурентной борьбе. Несмотря на выполнение всех требований, предъявляемых к пассажироперевозкам, постоянный контроль со стороны соответствующих органов, держаться на рынке транспортных услуг им сложно.

В свое время эти фирмы подверглись жесткой критике со стороны правительства республики за неприспособленные для пассажироперевозок машины. Частные перевозчики чутко отреагировали на требования. Большинство из них полностью поменяли автопарк на качественные модели микроавтобусов. Кроме того, в борьбе за клиента создали гибкий сервис, при котором учитываются все пожелания пассажиров. Людей для поездки забирают чуть ли не от подъезда, а в столице доставляют и в онкоцентр, и на вокзал, и в центр... Ведется учет пассажиров: фамилии, номера телефонов заносятся в компьютерную базу данных диспетчера. Автобусы у частников в основном небольшие, до 15 человек. Машины всегда заполнены. В дороге останавливаются всего лишь один раз, левых пассажиров не берут. И еще, что немаловажно, микроавтобусы меньше потребляют топлива, а это, надо думать, сказывается на стоимости проезда.

КСТАТИ. В пресс-службе управления ГИБДД Казани сообщили, что междугородним и особо малым автобусам разрешенная максимальная скорость на всех дорогах (трассах) не более 90 км в час. Автобусы, перевозящие детей, могут передвигаться со скоростью не более 60 км в час. Работники ГИБДД контролируют деятельность нелегальных таксистов. У автовокзала установлены знаки, запрещающие стоянку транспортных средств. За нарушение водителей привлекают к административной ответственности. С целью контроля периодически проводятся рейды ГИБДД. Также сотрудники госинспекции контролируют провоз багажа в автобусах. Главное требование - проход в салоне должен быть свободным. Если поступает информация о провозе нелегального груза (взрывоопасного, легковоспламеняющегося), багажники автобусов досматриваются.

Самый дикий, неуправляемый и не поддающийся контролю сегмент в пассажироперевозках - это «бомбилы». Машина частная, техническое состояние оставляет желать лучшего. Зачастую техосмотр номинальный, сделанный за вознаграждение. Естественно, об утреннем медосмотре и говорить не приходится. Если водитель сел за руль после вчерашней попойки, то счастливый исход поездки зависит лишь от милости Всевышнего...

- Я же не враг сам себе, - парирует мое предположение «бомбила» Леха. - Мне семью кормить. Уже поэтому в моих интересах остаться живым.

О секретах частного извоза «бомбилы» распространяться не стали. Лишь туманно объяснили, что цены у них варьируются в зависимости от популярности маршрута: где большой пассажиропоток, там и дороже.

СПРАВКА. В 2009 году на дорогах Татарстана случилось 141 (103 в Казани, 138 раненых, один погибший) ДТП, где виноваты были водители автобусов. При этом 196 человек получили ранения, 5 пассажиров погибли. Три ДТП с погибшими произошли по вине водителей госпредприятий, два - водителей частного перевоза. За первые три месяца этого года произошло 28 подобных аварий, при этом ранения получил 41 человек.

news_right_column_240_400