Как можно возродить село?

Всего несколько лет назад в окрестностях села Коробково вырос этот бревенчатый храм Богородицы Державной, а его настоятелем стал отец Георгий.

news_top_970_100
Наша машина стремительно несется по асфальтовой полосе вдоль невысоких, поросших смешанным лесом гор Бугульминско-Белебеевской возвышенности, протянувшейся на десятки километров. Места здесь на редкость красивые, особенно осенью. Для художника-пейзажиста коробковские окрестности - настоящая находка. Земли эти были заселены еще с глубокой древности. 
Добрый помещикТак прозвали своего барина крестьяне села Спасского, которое возникло здесь во времена царствования Екатерины Великой. В первые годы ее правления в награду за служение России статскому советнику Петру Рычкову во владение были пожалованы тридцать тысяч десятин земли Бугульминского края с лучшим строевым лесом. Надо сказать, Петр Иванович - личность известная. Историк и археолог, этнограф и член-корреспондент Петербургской академии наук, он помимо всего прочего состоял в рядах Вольного российского собрания при Московском университете, а также являлся членом Петербургского вольного экономического общества и придерживался самых прогрессивных по тем временам взглядов на политику, экономику и взаимоотношения крестьян и помещиков. Будучи коллежским асессором и состоя при оренбургском губернаторе Неплюеве, он собрал и обобщил множество сведений по землям Восточного Заволжья. Позже его сочинения были напечатаны в словаре о светских писателях митрополитом Евгением. Именно за эти труды императрица по представлению губернатора и наградила Рычкова землями, где в семнадцати верстах от Бугульмы, на большой Оренбургской дороге, в 1764 году и было заложено село Спасское. В том же году по благословению архиепископа Казанского и Свияжского Вениамина начали строительство каменной церкви во имя Вознесения Спаса Господа. На следующий год строительство завершили и храм освятили. Именно с этого момента начинается история села Спасского, или, как его еще называли, Рычково. 
Село росло год от года. Крестьяне занимались помимо хлебопашества скотоводством, разводили пчел, ловили рыбу в реке Суле. Не миновали его и огненные вихри пугачевщины. Бунтовщики самозваного «государя Петра III» грабили и разоряли села на всем пути - от Оренбурга до Бугульмы, так что местные жители вместе со священником храма, прихватившим священный антиминс и ценное имущество, укрылись в лесных чащобах. После усмирения бунта Рычков явился в разоренное злодеями село, где большинство домов превратились в пепелища. Добрый помещик разрешил крестьянам бесплатно рубить лучший строевой лес для новых изб и хозяйственных построек. 
Внук Петра Рычкова Александр, участник Отечественной войны 1812 года, подпоручик, тоже снискал среди крепостных репутацию благодетеля. Будучи холостым и бездетным, он в 1816 году решил дать вольную своим крестьянам, воспользовавшись уже известным в народе указом государя Александра I от 20 февраля 1803 года, который более известен историкам как Указ о свободных хлебопашцах, разрешавший помещикам по своему усмотрению освобождать крестьян от крепостной зависимости. Как известно, сей документ не решил крестьянского вопроса в общероссийском масштабе, однако 484 помещика воспользовались им, сделав свободными 111829 душ крепостных мужского пола. Среди них и крестьяне села Спасского Бугульминского уезда, которые получили вольную от своего доброго барина согласно акту, составленному 13 февраля 1816 года, где говорилось: «…по своей смерти он навсегда отпускает на волю своих добрых крестьян села Спасского со всею принадлежащею ему землею в количестве 2772 десятины». Акт сей был подписан самим отставным подпоручиком Рычковым, а вместо крестьян, большинство из которых были неграмотны, по их личному прошению расписался священник Петр Максимов с другими посторонними свидетелями. И хотя после смерти доброго барина его двоюродные братья пытались отсудить поместье себе, право на вольную и земли было подтверждено решением самого государя Александра I, к которому в поисках правды обратились выборные от крестьян лица.
Именно в память о своем барине благодарные крестьяне решили основать святую обитель, которая была построена в середине XIX века. Иноки Александро-Невского монастыря помимо церковных служб и молитв несли так называемое послушание: работали на пашне, на мельнице, на пасеке или скотном дворе, полностью обеспечивая себя всем необходимым. В первые годы Советской власти монахи сумели отстоять обитель, однако в начале 30-х годов монастырь закрыли. Церковь разрушили, разобрав кирпичи на колхозные постройки. Сегодня от обители осталось лишь двухэтажное кирпичное здание братского корпуса, которое использовалось как общежитие, а также помещение трапезной, где были подсобные помещения бывшего совхоза «Прогресс». 
Неисповедимы пути ГосподниТак получилось, что отец Георгий, детство которого прошло в сельской местности, после двадцати лет городской жизни вновь вернулся на землю. 
- Наше подворье относится к церкви Георгия Победоносца в Бугульме, - говорит он. - Как известно, святой Георгий является покровителем не только воинов, но и хлебопашцев. И это не случайно. В истории государства Российского не раз вчерашним земледельцам приходилось брать в руки острый меч, копье или тяжелую боевую секиру, вставая на защиту Отечества. С давних пор на Руси ратай (пахарь) был и ратником - недаром эти два слова имеют одинаковые корни. Идея заняться сельским хозяйством возникла в 1998 году, когда освятили вновь построенный храм. Получили благословение от владыки, начали хозяйствовать, взяв в аренду 150 гектаров земли обанкротившегося «Прогресса».
Старую сельхозтехнику, списанную с баланса, приобретали у соседних хозяйств по остаточной стоимости - можно сказать, по цене металлолома. Восстанавливали своими силами, перебирая по болтику, сеялки и культиваторы. Латаный-перелатаный комбайн «Нива» 1982 года выпуска с бесчисленными следами сварки на корпусе вернули к жизни. И ничего, работает вот уже четвертый сезон! Под стать ему и другая техника, выстроившаяся на пятачке возле дома настоятеля. Чего здесь только нет! Видавший виды колесный трактор «Беларусь», разменявший второй десяток, гусеничный Т-4, отработавший восемнадцатый сезон, сеялки - ровесницы Московской Олимпиады. 
- В общем, всю эту технику отдавали нам по принципу «на тебе, Боже, что нам негоже», - продолжает рассказ отец Георгий. - И все же мы ее реанимировали и вернули на поля. Первый сев озимых провели в октябре 2005 года. Засеяли одно поле озимой рожью, другое - ячменем, третье отвели под гречиху. Когда на следующий год убирали урожай, радовались от души - наконец-то вырастили первый хлеб своими руками!.. А в этом году посадили картофель, отведя под второй хлеб два гектара. 
Всего на подворье у отца Георгия трудятся тракторист, комбайнер и скотник. Поскольку, помимо пашни, еще в прошлом году настоятель восстановил свиноферму - там сегодня содержится десять свиноматок. А кроме этого корова, пара быков и с десяток овец. Были и лошади - несколько голов, но их похитили неизвестные злоумышленники.
А еще отец Георгий разводит пчел и выращивает виноград. Кто же работает на подворье? Разными путями приходят сюда люди. Одно время священник пытался организовать в бывшей трапезной монастыря приют для людей, оказавшихся за бортом, потерявших жилье и работу. Здесь они получали кров, пропитание и работу. Увы… Не всегда это заканчивалось удачно.
- Я уже имел печальный опыт по социальной реабилитации этих людей, - сетует он, - однако не каждый способен променять полуголодную городскую вольницу на нелегкий сельский труд. Кто в очередной загул уйдет, кто солярку продаст и навострит лыжи в город… В общем, остались работать трое.
Но отец Георгий рад всякому, кто готов начать свою жизнь с чистого листа и посвятить себя сельской ниве. Ибо, как говорили древние, труд, некогда считавшийся проклятием рабов, со временем стал благословенным и вменился в добродетель, имя которой - трудолюбие.
С верой и надеждойС Сергеем Любимовым, который работает на подворье уже третий год, мы познакомились на свиноферме, куда он привез на тракторе опилки хрюшкам на подстил. Эту самую ферму возле села Коробково, ранее заброшенную и бесхозную, отец Георгий взял в прошлом году. Отремонтировали, завезли супоросных свиноматок. У въезда на ферму - металлический шлагбаум, выкрашенный красной пожарной краской.
- Предосторожность от африканской чумы, - пояснил сопровождавший нас в поездке начальник отдела животноводства Бугульминского района РТ Риваль Мухаметзянов. 
- А вообще у них на ферме полный порядок. Видите, даже опилки на подстил «пятачкам» привезли. Это только говорят: мол, свинья - грязное животное, а она чистоту любит…
Порядок царит не только на свиноферме, но и на машинном дворе, где выстроилась по линейке в боевой готовности разномастная техника.
- Нашу технику, конечно, ругают, - улыбается отец Георгий, - однако у нее есть одно неоспоримое достоинство - в отличие от импортной на любой солярке работать может, даже на топливе плохого качества.
В ходе общения с отцом Георгием мы диву давались - откуда у этого человека, на первый взгляд далекого от мирских забот, такие познания в области сельского хозяйства и особенно в агрономии? А вместе с тем он священник - батюшка, как издавна величали на Руси людей его сана. Правда, службу в храме Богородицы Державной проводят лишь в дни больших праздников - прихода здесь практически нет. В селе проживают всего пятнадцать человек, в основном пенсионеры. А ведь еще десять лет назад в Коробково было более шестидесяти жителей...
И все же отец Георгий не отчаивается, ибо уныние - тяжкий грех. И живет надеждой на то, что с Божьей помощью село возродится.

news_right_column_240_400