Как помочь ребенку с аутизмом социализироваться?

В Казани с 18 по 19 апреля проходит всероссийская конференция, посвященная проблемам аутизма. Принять участие в ней пригласили всех родителей, в семьях которых воспитывается ребенок с таким заболеванием.

news_top_970_100

Об этом в ходе пресс-конференции в ИА «Татар-информ» рассказали министр труда, занятости и социальной защиты РТ Эльмира Зарипова, и.о. начальника управления общего образования Министерства образования и науки РТ Зульфия Гилязова, главный детский психиатр Министерства здравоохранения РТ Елена Мирскова.

На конференции под названием «Вопросы межведомственного взаимодействия в области раннего выявления, социальной адаптации и инклюзивного образования детей с расстройством аутического спектра» представлен практический опыт, который имеется в России в данной области. 

Известные врачи, педагоги и другие специалисты объясняют, что нужно делать для раннего выявления болезни. Мамы и папы должны знать, что всестороннюю помощь надо оказывать с самого раннего возраста. Пока лишь 40 - 45% детей с аутизмом проходят лечение ежегодно. Некоторые родители, дети которых не говорят в 2 - 3 года, надеются, что с возрастом все изменится. Однако стоит помнить: чем быстрее начать заниматься с таким особенным ребенком, тем лучше будет результат. 

- Раньше частыми были случаи отказа от детей с аутизмом. Сегодня мы видим иную тенденцию, чаще родители принимают болезнь своего чада и работают над ее лечением. Мы убеждаем молодых мам, что аутизм - это не та проблема, с которой нельзя жить. Мы объясняем, как и чему учить ребенка, к каким специалистам обратиться. В республике накоплен большой опыт социальной адаптации детей с аутизмом. К примеру, в этой сфере работает казанский реабилитационный центр «Апрель». Заключено соглашение и с 8-й городской детской больницей. Ведь изначально помощь таким детям оказывает здравоохранение, а потом уже малыш проходит социальную адаптацию, - отмечает Эльмира Зарипова. 

В реабилитационном центре детей обучают общению, поведенческим навыкам, и это закрепляется на уровне автоматизма. Однако, чтобы процесс реабилитации был успешным, необходимо и в повседневной жизни создать вокруг этих детей среду, по технологиям и методам работы схожую с той, что имеется в реабилитационном центре. Курсовые занятия на месяц или два раза в год, как утверждают специалисты, не приведут к желаемому результату, нужна постоянная практика.

Особое внимание уделяется инклюзивному образованию. Специалисты утверждают, что обучение в обычных школах и детских садах помогает ребятам с особенностями быстрее социализироваться. Так, за последние три года 28 детей с аутизмом прошли подготовку к школе. 25 из них, как и мечтали их родители, учатся вместе со сверстниками в общеобразовательных учреждениях. Без специальных занятий их могли бы признать необучаемыми. 

- При плановых осмотрах у специалистов в первый год жизни малыша аутизм выявляется редко. Родителям стоит самим наблюдать за поведением ребенка. Как правило, дети с аутизмом поздно начинают разговаривать, не могут объясняться ни мимикой, ни жестами. Они не тянутся к маме и не улыбаются, а вместо игрушек выбирают неигровые предметы. К примеру, если у ребенка с этой болезнью много машинок, то, вероятно, он будет играть с коробками от них, - прокомментировала Елена Мирскова.

Случается, что родители, заподозрив у своих детей аутизм, обращаются к психиатрам в последнюю очередь. Мамы и папы боятся постановки на учет. Но все лечение и адаптация проходят добровольно.

news_right_column_240_400