Как сохранить спокойствие в республике?
news_header_top_970_100

Как сохранить спокойствие в республике?

На этот вопрос попытались ответить представители религиозных организаций в рамках круглого стола «Религиозная общественность Татарстана единой командой против экстремизма».

Рафик Мухаметшин, руководитель Центра исламоведческих исследований АН РТ: - Если мы хотим прийти к миру и согласию, прежде всего необходимо начать воспитательный процесс молодежи. Посмотрите, что происходит на Западе. Возьмем, к примеру, Ливию. Волнения здесь связаны с попыткой распространения определенного влияния. Мы наблюдаем радикализацию мусульманского мира. Что будет дальше, никто не знает. Но сидеть сложа руки не в наших интересах. Нужно воспитывать толерантность. А начинать следует с молодежи. Не спорю, раньше, когда молодые уезжали в Саудовскую Аравию - например, для получения образования, многие из них возвращались на родину и испытывали настоящий культурный шок. Оторвавшись от традиционных ценностей народа, они утешают себя тем, что живут по Корану и сунне, но вековых традиций не знают, а это и является серьезным подспорьем для радикализации. Считать себя мусульманином и не знать вековых традиций своего народа - это немыслимо. Меня очень радует, что молодежь тянется к религии, я в этом заинтересован. Религия учит нравственности. Главное сейчас - вести обучение молодежи в правильном направлении. У нас есть Центр повышения квалификации имамов, мы активно работаем с преподавателями медресе. Думаю, все это способствует тому, что традиционный ислам станет привлекательным и в обществе исчезнет понятие «бабаизм», который, увы, сводит ислам к исполнению определенных обрядов.
Рустем Батров, председатель совета улемов ДУМ РТ: - Одним из главных противодействий экстремизму, на мой взгляд, является идея диалога. Причем идея разумная и правильная. Естественно, в образованной среде никто не будет выяснять отношения, прибегая к насилию и оружию. Но если религиозное сообщество в корне не воспринимает идею диалога, то это и приводит к экстремизму. Предлагаю взять за пример деятельность великого правоведа Абу Ханифы. Великий учитель был прогрессивным и свободомыслящим человеком, обладающим широким кругозором. Абу Ханифа никогда не впадал в религиозный догматизм. Да и невозможно это было для человека, который строил свои преподавательские методы на основе полемики. Он терпимо и с пониманием относился к любым мнениям и внимательно изучал доводы здравомыслящих людей. Метод Абу Ханифы состоял в том, что он прежде всего строил свое суждение и выдавал правовые предписания на основании аятов Корана, затем сунны пророка и его сподвижников. Мы могли бы использовать его идеи и поучиться у него тому, как найти то или иное решение мирным путем. 
Александр Хохлов, руководитель отдела по работе с молодежью Казанской епархии РПЦ: - Увы, не только среди мусульман возникает недопонимание. Православной молодежи тоже приходится сталкиваться с рядом проблем. Идея диалога, безусловно, один из выходов в сложившейся ситуации. Но помимо этого необходимо объединяться, например, молодежи мусульманской и православной. Для того чтобы прийти к миру и согласию, нужно установить тесные связи с религиозными организациями, проводить круглые столы, мероприятия и т.д. 
Ринат Габбасов, научный сотрудник Центра исламоведческих исследований АН РТ: - Говоря о предпосылках экстремизма, думаю, нужно обратить внимание на социально-экономическую проблему. Экстремизм рождают три составляющие: необразованность, разногласие и бедность. Подобное наблюдается сейчас на Северном Кавказе, где царит безработица и нищета. Что касается религиозного образования, то, проповедуя ислам, необходимо учитывать потребности молодежи. К примеру, в Закабанной мечети проповедуют на двух языках - русском и татарском. Это способствует привлечению молодежи в мечеть и в ислам.
Лейла Алмазова, ст. научный сотрудник отдела истории общественной мысли и исламоведения Института истории АН РТ: - На протяжении пяти лет я подробно изучала, встречалась с приверженцами различных мусульманских течений и выделила для себя три группы мусульман: салафиты, традиционалисты и реформаторы. У всех разные взгляды относительно одежды, чтения намаза и мусульманского права. После проведенных исследований пришла к выводу: каждый человек воспринимает религию по-своему и нельзя выстроить четкие правила в исламе. Все равно мнения будут разделяться.