Наша главная среда обитания
И, как любая другая живая среда, живет по своим законам, которые в природе воплотились в поэтические названия океанов, морей, рек и озер: священный Байкал, батюшка тихий Дон, могучий Днепр, Волга-матушка... К сожалению, все это стало уходить в прошлое.
В результате активной деятельности человека, его вмешательства в законы природы, которые необходимо учиться понимать и уважать, реки стали высыхать, а моря стали превращаться в огромные зловонные лужи. Даже Байкал сумели загадить! Вода в озере уже утрачивает свою былую прозрачность и вкус, начал исчезать знаменитый байкальский омуль.
В нашей республике вода используется в огромных количествах как для бытовых, так и для технических нужд. А Волга-матушка все мелеет. Летом река цветет, берега застраиваются, многих людей уже не тянет купаться и отдыхать... Да и заборов нагородили по берегам - простому купальщику не пройти. Что делать? Ждать, чтобы все заросло и пропало, или действовать?
Проблема, как говорится, назрела, дальше отступать некуда. Указом Президента РТ Рустама Минниханова 2016 год объявлен в нашей республике Годом водоохранных зон. Значит, есть надежда, что острые проблемы начнут решаться. Опыт у республики есть - в вопросах благоустройства парков и скверов в 2015 году была значительная подвижка. Тогда тоже была принята целевая программа, работе по облагораживанию парков посвятили весь год. В республике порядка 4000 малых и средних рек, около 800 озер и 4000 родников. Как хотелось бы, чтобы жители РТ пользовались этими водными объектами, но не наносили ущерб природе!
По своей длине реки Белая и Вятка менее значительны. Протяженность в республике первой - около 50 км, второй - свыше 65 км. В РТ имеется до 10 более мелких притоков Волги и Камы - это Свияга, Казанка, Меша, Иж, Ик, Шешма, Зай и другие. Их протяженность составляет от 100 до 400 км, площадь бассейна - от 1000 до 2000 кв. км. Крупные, средние и мелкие реки имеют свои притоки общим числом до 3 тыс. Общая же длина всех малых рек - около 20 тыс. км.
Процесс пошел?
Из того январского номера газеты я узнал, что в редакции «КВ» состоялась интересная встреча - за круглым столом собрались ученые и специалисты. Тема очень значимая - сохранение Волги. Однако прозвучало высказывание ученого о том, что реки Волги больше нет. С этим, конечно, согласиться нельзя! Наша любимая и могучая Волга есть, но существуют острые проблемы, которые нужно срочно решать.
Вопросы обсуждались серьезные, предложения звучали дельные. Моя точка зрения совпала с мнением участников встречи по многим пунктам. Например, я согласен с тем, что Водным кодексом РФ необходимо срочно запретить любое строительство в водоохранной зоне. Предприятиям, которые расположены вдоль Волги, независимо от форм собственности следует срочно провести ремонт и реконструкцию очистных сооружений, а Росприроднадзор и другие ведомства должны взять этот вопрос под жесткий контроль. Нужно обязать следить за порядком и чистотой своих владений арендаторов всех рыбопромыслов. Необходимо провести инвентаризацию земель и объектов в водоохранных зонах с постановкой на кадастровый учет, установить границы водных зон на всех объектах. Также нужно провести работы по посадке кустарников в границах охранных зон и обеспечить надлежащее качество водных ресурсов.
Это лишь небольшой перечень предстоящих работ, но все это необходимо сделать. Работа не на год, ее нужно проводить комплексно, системно. При этом необходимо уделить внимание не только рекам нашей республики, но и всем водным ресурсам России. Иначе наша Волга и остальные реки пропадут!
Мнения
Эту острейшую проблему я обсудил со своими знакомыми. Вот их мнения.
Альберт Сайфуллин, директор ООО «ГеоМаркСервис»: Вся моя молодость прошла на плавучих кранах и земснарядах, где работали мои родители. Так что водные проблемы я знаю. Теперь руковожу фирмой, которая производит разведочные работы на песок и гравий, которые добываются на Волге и Каме. Конечно, наши реки нужно сохранять и рационально использовать их ресурсы. У реки и берегов должны быть охранные зоны, где нельзя строить коттеджи и промышленные цеха предприятий. Все это должно быть четко прописано в законах. Предприятия, разрабатывающие на воде песок и гравий, прежде чем приступить к работам, составляют, согласовывают в различных организациях и ведомствах огромное количество проектной разрешительной документации. Также они составляют расчет ущерба рыбному хозяйству и производят возмещение, платят в бюджет налог на недра и экологические налоги. Все делается в рамках существующих законов, лицензий, согласований и экспертиз.
Анастасия Петрова, пенсионерка: Я представляю садовое товарищество, которое находится на берегу Волги в районе поселка Васильево. Раньше после работы на участках мы ходили отдыхать и купаться на Волгу, но теперь всю реку застроили заборами, берега завалили мусором. Получается, живем на Волге, а реки не видим. Летом вода такая грязная, что купаться просто страшно. Так продолжаться не может, нужно что-то делать.
Мысли вслух
В Москве начали массово сносить строения у станций метро. Приняли законы, есть судебные решения, теперь все аккуратно исполняют. Метод, конечно, суровый, но, думаю, справедливый. Иначе проблем не решить. Вот и у нас после завершения всех работ по приведению водоохранных зон к единому стандарту нужно признать недействительными права собственности нарушителей со всеми вытекающими последствиями. Иначе у Волги не будет будущего! Пора действовать, причем гласно.
А ученые должны думать и вносить свои предложения, как сохранить великую реку. Согласитесь, мы не можем слить всю воду из водохранилища - турбины ГЭС остановятся, и останемся без света. Другой альтернативы нет, от АЭС в РТ отказались. Выходит, Волга нас кормит, поит, дает нам электричество. Вопрос в том, как не сделать ей еще хуже.