Как умирают автомобили

Чтобы увидеть своими глазами, что происходит с машиной после того, как ее сдали в утиль, корреспонденты «КВ» приехали на одно из четырех официально зарегистрированных предприятий по утилизации автотехники.

news_top_970_100

В специально подготовленных цехах вовсю кипит работа. В первом машину разбирают на части – стекло, резину, пластик раскладывают по отдельности, сливают жидкости. Сейчас здесь утилизируют около 90 машин в день. Мощности же цеха позволяют разбирать до 150. Предприятие удовлетворяет все потребности в утилизации даже с учетом ажиотажа, который породила одноименная программа. Здесь утилизируется большая часть машин республики. А открытие цеха дало 80 рабочих мест.

Велико разнообразие машин, ожидающих своей участи. Среди них и ржавые, никуда не годные «подснежники», и удивительно хорошо сохранившиеся модели, "обутые" чуть ли не в шины cordiant, которым определенно здесь не место! Особенно удивляет «пятерка» в отличном состоянии с пробегом в 40 тыс. км, «единичка» 72-го года выпуска и «двойка» 84-го – они просто в идеальном состоянии! Неудивительно, что пока ни у кого не поднялась рука разобрать их. Чистенькие, аккуратные, они красуются в отдельном зале, своеобразном музее предприятия. Хотя рано или поздно и до них дойдет очередь... Как и до симпатичного «Москвича» 58-го года выпуска – почти раритета. К нему испытываешь чувство уважения, словно к пожилому, прожившему длинную жизнь человеку.

Наш гид, замдиректора Ильдар Якупов, ведет нас дальше. При утилизации автомобилей есть отходы 2 - 4-го классов опасности: тосол, масло, аккумуляторы. Здесь соблюдают все правила техники безопасности при их подготовке для отправки на спецперерабатывающие предприятия. Тосол заливается в резервуар, откуда он попадает в цистерну, расположенную под землей. Затем по шлангу его перегонят в цистерну машины с завода-переработчика. В спецкомнате с сигнализацией и вентиляцией под замком хранятся аккумуляторные батареи. Под полом этой камеры расположена свинцовая подушка – кислота из батарей ни при каких обстоятельствах не проникнет в землю.

Итак, разборка партии автомобилей окончена. «Раздетые-разутые» и помятые, они выглядят жалко и неестественно.

После того как от машины остается один железный остов, начинается, пожалуй, самое интересное. Железные останки грузят на автовоз и везут на соседний полигон для прессовки. Здесь безостановочно работают сразу три особых крана. Первый гигантской клешней захватывает машину и сбрасывает ее с автопогрузчика. Другой берет ее и помещает в специальный отсек пресса, а сверху захлопывается крышка, как у сундука. Многотонная крышка сверху моментально сминает огромную железяку в лист. Затем проворачивает ее внутри. Дальше уже гидравлический пресс сдавливает железное месиво с фронтальной стороны. Крышка открывается - и... вместо помятого неприглядного каркаса машины кран выхватывает из «сундука» аккуратненький кубик размером... 1200 на 800 мм. Куб еще хранит следы былой машины – видно, что она была голубой или красной... Специалисты говорят, что первое время на эту картину было очень тяжело смотреть.

Теперь доходит очередь до третьего крана. Он подхватывает кубики и складывает их в аккуратные разноцветные штабеля. Потом кран перенесет их в рядом стоящие вагоны. И железный автохлам отправится на переработку на металлургический комбинат. Так заканчивают свою службу наши железные «кони».

news_right_column_240_400