Эти и другие вопросы были в центре внимания на заседании круглого стола, которое состоялось в Общественной палате РТ.
Самые наболевшие проблемы, связанные с цифровым образованием, обсудили представители инициативной группы Совета общественности, в которую входят родители, педагоги, врачи, юристы и члены Комиссии Общественной палаты РТ по развитию образования, науки и просветительской деятельности.
Как отметила заместитель председателя Общественной палаты Татарстана Асия Тимирясова, цифровые технологии внедряются в систему образования - это веление времени, данный процесс остановить нельзя. Но цифровизация, как любое новое явление, вызывает много вопросов, споров, и их необходимо открыто обсуждать, чтобы совместно находить пути решения возникающих проблем.
Стричь всех под одну гребенку не получится
По словам педагога Эльмиры Назыровой, социологические исследования показывают: большинство россиян считают, что за последние 10 лет качество образования значительно ухудшилось. И если тенденция к цифровизации сохранится, то встает вопрос, кого мы будем воспитывать - гармоничную образованную личность или биоробота, умеющего лишь нажимать на кнопки?
- Причины деградации образования, по моему мнению, зародились, когда ломали советскую модель образования. Решающий удар был нанесен в 2003 году, когда Россия начала переход к западной системе образования. У нас появились магистры, бакалавры, ЕГЭ, ОГЭ, компетенции... Произошла замена фундаментального образования узконаправленными знаниями, навыками. Образование на государственном уровне переведено в сферу услуг, - высказала свое мнение Эльмира Рифгатовна.
Кандидат социологических наук Аида Нурутдинова рассказала, что опросы родителей, учителей, школьников, проводившиеся после периода вынужденного дистанционного обучения из-за пандемии ковида, показали главные минусы дистанта: снижение авторитета учителей, самодисциплины учеников, необязательное отношение к учебе и, как следствие, снижение качества знаний.
- Качество образования в России не снизилось. Просто нужно ориентироваться на официальные рейтинги на профильных сайтах, например на сайте Рособрнадзора. У наших татарстанских выпускников самый высокий уровень знаний, и это подтверждается всем вузовским сообществом, их ждут в ведущих вузах мира и России.
Республиканское образование на третьем месте по победителям-призерам Всероссийской олимпиады школьников, - отметил заместитель Минобрнауки Татарстана, руководитель Департамента надзора и контроля в сфере образования Рамис Музипов. - Да, разброс есть. Но так было во все времена - всегда в каждом классе были и отличники, и ударники, и двоечники, и троечники. Мы все разные, у каждого ребенка и родителя свое отношение к учебе. Мы не можем всех стричь под одну гребенку, но создать для всех равные условия - наша задача. Мы все преследуем одну цель: обеспечить качественное образование. Мы с вами не по разные стороны берегов, а в одной общей команде. Общая задача и министерства образования, и родительского сообщества - организовать процесс обучения так, чтобы учесть все лучшие практики и советской школы, и современных подходов с цифровыми инструментами.
Цифровая образовательная среда должна быть безопасной
Много вопросов у родителей вызвал переход электронной системы образования Татарстана на обновленную платформу МЭШ «Моя электронная школа».
- Цифровизация системы образования состоит из двух блоков. Первый блок - цифровой документооборот, второй блок - цифровой контент, дистанционные технологии. Я считаю, что в этих двух блоках право наших детей на качественное, доступное и безопасное образование нарушено, - рассказала активист Совета общественности Гузель Касимова. - Это право гарантировано детям Федеральным законом №273 об общедоступном среднем образовании. Региональный электронный журнал - это дополнительная образовательная услуга, узаконенная 210-м федеральным законом, и эта услуга не является обязательной для родителей и детей. Но мы наблюдаем подмену понятий и слияние этих двух федеральных законов. Добровольная услуга у нас вводится в обязательном порядке.
Переход электронной системы образования Татарстана на обновленную платформу прошел без дополнительного согласия родителей, добавила Гузель Касимова. К тому же МЭШ расширяет ввод персональных данных, там добавляются сведения о семье, родственниках, здоровье, то есть собирается информация, не относящаяся к образовательной сфере, для ее ввода тоже нужно согласие родителей.
Касимова высказалаль о возникающих опасениях: куда и кому передаются персональные данные личных аккаунтов учеников на цифровых образовательных платформах? правомерна ли передача персональных данных с региональных электронных журналов в федеральный сервис «Моя электронная школа» без согласия родителей? Родителям надо разъяснять все эти непонятные моменты.
Да, использование цифрового контента и дистанционных технологий детям интересно, удобно, согласна Касимова. Но должны быть исследования, подтверждающие безопасность этих технологий для здоровья и психики ребенка.
- Цифровая образовательная среда - это не дистанционная площадка. Это целая инфраструктура, начиная от видеонаблюдения для обеспечения безопасности учеников, кончая интернетом в школе, - разъяснил заместитель министра цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи РТ Булат Габдрахманов. - Процесс обучения и личный контакт с учителем - это ключевое. Все остальные инструменты - только помощники для школы и учителей, чтобы этот процесс выстраивать более эффективно. Не все педагоги используют этот контент или используют в разной степени по мере освоения. Соглашение между Раисом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым и мэром Москвы Сергеем Собяниным о сотрудничестве по внедрению в республике информационных технологий в сфере образования на базе сервисов МЭШ носило характер обмена опытом в части цифровых технологий. Это не смена площадки, платформа осталось прежней - edu.tatar.ru, потому дополнительного согласия родителей не требовалось. Обработка и перенос персональных данных учеников с прежней образовательной платформы на новую с января 2024 года легитимны. Все правовые нормы соблюдены. Если возникают какие-то вопросы - мы открыты для их обсуждения.
«Многое из того, что считалось вредным, теперь разрешено»
Многодетная мама и врач Алсу Зайнуллина затронула тему здоровья детей, растущих в эпоху цифровизации:
- Надо понимать, что тотальная цифровизация образования ведет как минимум к возрастанию нагрузки на органы зрения, опорно-двигательный аппарат, психику детей, резко ограничивает их живое общение со сверстниками и учителями.
С 1 января 2021 года вступили в действие новые санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи - СТ 2.4.3648-20, - отметила Алсу Зайнуллина. - Эти правила отменили 17 СанПиНов, определявших требования к организации учебного процесса, учебным материалам и пособиям. Вместо этого ввели правила, которые открывают дорогу использованию в обучении электронных средств. Многое из того, что считалось вредным для детского организма, теперь разрешено.
- СанПиНы меняются периодически, но это не означает ослабления требований к условиям обучения школьников. Правила остаются такими же жесткими. Выполнять их сложно. Технологии развиваются. Если еще не так давно в распоряжении учителя были только доска и мел, то сейчас и планшеты, и ридеры, и другие гаджеты. Все это требует серьезного внимания со стороны и учителей, и родителей. Ребенок приходит из школы домой, сидит в интернете, в телефоне, смотрит телевизор… И это должны контролировать родители, - пояснила начальник отдела по надзору по гигиене детей и подростков Управления Роспотребнадзора по Татарстану Гузалия Фомичева.
Председатель Родительского совета при Министерстве образования и науки РТ, член Общественной палаты РТ Наталья Фролова рассказала участникам круглого стола о том, что в Татарстане сильное движение родителей. В республиканский Родительский совет входят представители всех районов Татарстана. Регулярно проводятся родительские собрания в режиме онлайн, где обсуждаются актуальные вопросы образования, воспитания детей. Каждый желающий может присоединиться к родительскому сообществу. У каждого есть возможность задать вопросы экспертам, высказать свое мнение, внести предложения по улучшению процесса образования.