Ягодная слобода ограничена улицами Низовая, Краснококшайская, Большая Крыловка, Пилотская, Труда. На частный сектор с четырех сторон надвигаются высотки, рядом прокладываются широкие асфальтированные дороги, жители с удовольствием пользуются трамвайным маршрутом №5, который был пущен здесь несколько лет назад. Город разрастается, требуется больше жилья. Только вот жителям частного сектора каждую весну и осень держать оборону - защищать дома от подтопления.
Ягодная слобода располагается в бывшей пойме Волги. Вся ее территория окаймлена одним большим водным каналом, в который стекает вода из многочисленных канальчиков от каждой улицы и проулочка. Если вся эта сеть где-нибудь засорится илом, мусором, опавшими листьями или ветками, будет завалена снегом, то беда: вода придет в подполы и дома. А сейчас еще многоэтажки окружили со всех сторон - грунтовые воды стекают в сторону оказавшегося в низине частного сектора.
Местные старожилы не делают трагедии из ситуации. Не ждут милости от районной администрации и сами следят за каналами. Вот и сейчас, когда снег днем активно тает, жители помогают этому естественному процессу - пробивают полутораметровую толщу снега над траншеей.
Житель дома №4 по улице Щедрина Петр Васильев такую тяжелую работу осилить не может: здоровье не позволяет. Нанял человека за деньги. А что делать? Пока из большого канала вода не уйдет, надо постоянно следить за маленькими, которые проложены перед домами.
- Спасателей вызываете? - интересуемся мы.
- Нет. А зачем? - отмахивается мужчина. - Мы уже привыкли, знаем, что делать. Справимся!
Не справились со снегом, вернее, не ожидали такого напора стихии, жители одного из домов на улице Беломорской в Авиастроительном районе. Строение-то было старенькое, стропила крыши обветшали. Вот они и рухнули в одну из ночей, не выдержав веса снежной шапки. Хорошо хоть люди не пострадали.
Спасатели и сотрудники ОСВОДа Казани каждую весну выезжают к одиноким престарелым горожанам и жителям казанских поселков, чтобы убрать снег с крыши и со двора. В этом году спасателям помогали студенты КНИТУ им. Туполева, которые обучаются на кафедре «Промышленная и экологическая безопасность».
Только 1 апреля ребята побывали по пяти адресам в Советском районе, где проживают пожилые инвалиды.
- Это наш седьмой сезон, - говорит председатель ОСВОДа Казани Никита Коробицын. - Предварительно подаем заявку в управление соцзащиты Казани, чтобы нам дали список одиноких пенсионеров, кто нуждается в нашей помощи. Цель мероприятия - помочь одиноким старикам, инвалидам, у которых нет близких родственников. Весной тяжелый снег - реальная угроза: он может продавить стропила, крыша протечет, во дворе соберется талая вода, которая затем попадет в дом или надворные постройки. Старикам в одиночку с этой бедой не справиться.
Спасатели и студенты-волонтеры продолжат эту работу до тех пор, пока не выполнят все заявки.
Вот кого не пугает паводок - так это рыбаков. Кажется, что иные любители рыбной ловли не уйдут со льда, даже если он будет ломаться под ногами. Именно для таких 6 апреля Главное управление МЧС России по Татарстану организовало 8 временных спасательных постов на реках республики: возле Казани, Набережных Челнов, сел Тетеево, Ташкирмень, Атабаево в Лаишевском районе, Свияжска в Зеленодольском районе, Сорочьих Гор в Рыбно-Слободском районе, деревни Мелькень в Мензелинском районе. А также возле Камских Полян, Тетюш, Болгар и в местах массового выхода людей на лед на реках Вятка и Прость.
Все посты оборудованы необходимой техникой, на каждом дислоцируется судно на воздушной подушке, чтобы быстро добраться до дрейфующих на льдине или тонущих людей.
На сайте МЧС РТ сообщают, что за рыбаками будут вести наблюдение при помощи беспилотников, организуется дежурство спасателей в местах массового выхода людей на лед. Все это только для того, чтобы охваченные азартом рыболовы не ушли под лед.
Столичные рыбаки, которых мы застали на льду Казанки рядом с «Казань-ареной», лишь посмеиваются над нашими предостережениями и считают меры, предпринятые спасателями, лишними.
- Тонул не раз, да еще не раз придется, наверное, проваливаться в полынью, - с бравадой говорит один из любителей подледного лова, представившийся Михаилом. - Вам нас не понять, нас вам не изменить - охота пуще неволи. И даже если штрафы будут выписывать за спасение, от рыбалки не откажусь.