«Предложите немцам по 100 рублей на человека»
Группа была небольшой: 4 четверокурсника, 4 пятикурсника и 2 руководителя. Почему я попал в такую элитную компанию, до сих пор для меня вопрос. Не самый лучший по успеваемости в своей группе, хотя и в числе лидеров, не комсомольский активист, общественной работой не занимался. Вот в плане поведения я был безукоризнен, может, это сыграло свою роль. И еще заметил: в выезжающей группе не было приезжих, исключительно казанцы. То, что тебя в нее включили, не означало, что обязательно поедешь за рубеж. Предстояло собеседование сначала в райкоме комсомола, он тогда располагался в доме, где сейчас кафе «Лакомка», а затем в обкоме. Нас расспрашивали как на экзамене. Нужно было знать решения последнего съезда КПСС, съезда комсомола, историю ГДР, Социалистической Единой партии Германии и ее лидеров. Мало того, надо было и о соседней ФРГ иметь представление. Никто нас, конечно, об этом в ГДР не спрашивал. Собеседование я прошел успешно.
Обмен студентами потому и назывался обменом, что сначала в июле к нам приехала группа из ГДР. Знающие товарищи подсказали: денег вам выдадут мало, поэтому предложите немцам по 100 рублей на человека, а они вам в ГДР отдадут по 300 марок (по тогдашнему курсу). Сделали немцам нечто вроде студенческого банкета в институтской столовой, хорошо их подпоили и предложили такой денежный обмен. Немцы в отказ, мол, у вас в Казани и купить нечего. Мы приуныли, но что поделать. И вдруг за пару дней до их отъезда немцы к нам прибегают: «Давайте ваши сотни!» Мы, конечно, интересуемся, что же они купить собираются. В ГДР жизнь была дешевой, товаров в изобилии. А вот печатная продукция - книги, художественные альбомы - была в несколько раз дороже, чем в СССР. Зашли они в книжный магазин в Доме печати на Баумана. А там альбомы живописи известных мировых художников и тексты на иностранных языках, в том числе немецком. И как они такие кипы книг через границу провезли, не знаю.
В Берлин через Варшаву
И вот он - долгожданный момент отъезда. Приезжаем в Москву на Казанский вокзал. У кого-то возникла идея: чего с чемоданами тащиться на Белорусский, время терять? Давайте сдадим их в передвижную камеру хранения, их перевезут, а мы в это время в Сокольниках шашлыки поедим. Приезжаем на Белорусский вокзал за час до отправления поезда Москва - Берлин, а трех чемоданов нет. Моего, еще одного и, главное, руководителей, в котором документы, билеты. Сумели задержать поезд на 30 минут, а чемоданы так и не пришли. Отъезжающие помахали нам рукой, руководители поехали разбираться в турбюро «Спутник», которое ведало загранпоездками, а мы, беспечные студенты, познакомились с москвичами и на берегу Москвы-реки у костра пели песни под гитару. Выделили нам места в гостинице, а утром сообщили: поезда на Берлин в этот день нет, поедете в Варшаву, а там пересядете на берлинский поезд. Ура! Еще и в Польше побываем.
Советские деньги за границу вывозить было нельзя, но мы по десятке взяли. Тогда в купе не запрещалось курить, и в столике были так называемые пистончики для стряхивания пепла. Мы туда наши десятки и спрятали. Думаю, пограничники про такие проделки знали, но в нашем случае все обошлось.
Приезжаем в Варшаву, на вокзале в обменном пункте поменял пять рублей на злотые. Что на них купил? Открытку с видом Варшавы и пару бутылок пива. В СССР можно было на эту сумму в ресторане хорошо посидеть, правда, без спиртного. Ничего себе, думаю, как они живут. Граница между Польшей и ГДР была открыта. Общежитие, в котором мы жили, забито поляками, они ездили в Восточную Германию за техникой, одеждой, продуктами. Вышли на привокзальную площадь, подходит к нам молодой человек. Знакомимся. Хотите, я вам Варшаву покажу, говорит. Мы, конечно, соглашаемся. Так с его помощью мы город детально посмотрели. Удивило, что замок в центре города так и оставался разрушенным после войны, а ведь с ее окончания прошло 27 лет. В нашей-то стране все города давно восстановили. Польский товарищ все показал и рассказал (хорошо говорил по-русски), только вот от совместных фото отказался. Подозреваю, был он из органов.
Приехали в Берлин, разместили нас в студенческом общежитии. Впереди нас ждали еще 7 городов: Мерзебург, Лейпциг, Дрезден, Галле, Эрфурт, Веймар, Потсдам.
Немцы нам ответный фуршет сделали, только не в студенческой столовой, а в ночном баре «Ротер какаду». Сказать, что от увиденного мы были в шоке, - ничего не сказать. В Казани по своим финансовым возможностям студент мог посетить два заведения: «Ял» на ул. Ленина (подешевле) и «Елочку» на ул. Баумана (подороже). Обычные советские кафешки, из развлечений только музыкальный автомат, бросишь в него пятак - музыка играет. А тут, представьте себе, прямо-таки теперешний современный ночной клуб, за барной стойкой девицы полуголые в вязаных плавках, под потолком светоотражающий шар крутится, западная музыка, полумрак. Сидят советские комсомольцы как пришибленные. Немцы были не столь щедры, как мы в Казани. Заказали нам только белого сухого вина.
В Галле были в Музее Шиллера и Гете. Видели монументальный памятник Битве народов в Лейпциге. Очень впечатлил в берлинском Трептов-парке памятник советскому воину-освободителю. Много чего в германских городах посмотрели. Интересно, что из Веймара в Эрфурт переезжали на трамвае. В Саксонской Швейцарии, что на границе с Чехословакией, места изумительные - поросшие лесами горы, водопады. Там на открытом воздухе мы слушали оперу из жизни средневековой Германии. Артисты были в соответствующих эпохе костюмах, мужчины выезжали на импровизированную сцену на лошадях. Когда приехали в Дрезден посетить знаменитую Дрезденскую галерею, удивились, как и в Варшаве, разрушенным после войны зданиям. Вокруг галереи груды камней, будто вчера город бомбили. А от города-то практически ничего не осталось, англичане с американцами разбомбили и сожгли Дрезден до основания.
Как я в кресло Сталина присел
В первый же день пребывания в Берлине вся наша группа захотела посетить зоопарк. Как я ни уговаривал пойти посмотреть город - ни в какую. Пошел один. Идешь-идешь, натыкаешься на шлагбаум, что такое? Оказывается, граница с Западным Берлином. Где-то за год до поездки в Ленинградском Доме моделей я купил костюм, так что выглядел не по-советски. Иду по Берлину, подходит мужчина, о чем-то спрашивает. Не говорю по-немецки, отвечаю. «Болгарин?» - спрашивает он. Нет, из СССР. Очень удивился, как советский человек в одиночку по Берлину гуляет.
В 2015 году вновь удалось побывать в Берлине. Мало что изменилось. Тот же городской центр, та же телебашня, тот же памятник Марксу и Энгельсу. Только вот через Бранденбургские ворота вход свободный. Воочию увидел Рейхстаг. А лет через семь после воссоединения Германии, в 1998 году, на автобусе проезжал через те города, где побывал студентом. Грязно, неухоженно. В нашем представлении жизнь в ГДР была как при коммунизме, казалась раем на земле. А немцы в Западный Берлин бежали, в ФРГ. Вот на что пропаганда способна!
А тогда помню удивление кассира в историческом музее, когда я достал мою последнюю оставшуюся крупную купюру и попросил студенческий льготный билет. В музее было множество экспонатов, связанных со Второй мировой войной: офицерская и солдатская формы вермахта, эсэсовская форма, автоматы, холодное оружие, ордена, флаги. Честно говоря, был крайне удивлен, что такое демонстрируется.
Поехали в Потсдам, туда, где проходила Потсдамская конференция глав великих держав в августе 1945 года. Ехали из Берлина на поезде, нужно было объезжать Западный Берлин, поэтому по вагонам ходили полицейские и пограничники. Наши ребята достали пиво, газету, на ней стали чистить воблу, как в советской электричке. Подходят пограничники, просят предъявить документы. Увидев советские загранпаспорта, они просто рты разинули... В зале, где проходила конференция, - именные кресла. Пока никто не видел, я на несколько секунд присел в кресло Сталина.
Нам выдали по 300 марок, еще 300 дали немцы в счет обмена. Мы везли с собой супы в пакетиках, консервы, печенье, шоколад. Девочки из группы варили обеды. Но все равно почти все деньги успели потратить на вещи, подарки, развлечения. Правда, не все, что хотелось, можно было купить. Понравилась куртка, хочу приобрести. Найн, отвечает продавец, купить ее могут только члены Союза свободной немецкой молодежи. Напоследок в Берлине мы должны были провести четыре дня. Еда наша закончилась, и денег почти не осталось. Как я питался в эти дни? Выучил одну фразу по-немецки: «Дайте мне, пожалуйста, бутылку пива и одну сосиску в тесте». То был и завтрак, и обед, и ужин. Переехали границу в Бресте, забрали рубли, которые оставляли на хранение, - и в магазин за хлебом!
На сэкономленные деньги много чего в Германии приобрел, но наибольший ажиотаж у друзей и знакомых вызвала жевательная резинка. В СССР ее не было, в ГДР она продавалась на наши деньги по три копейки за штуку. Так я ее полчемодана привез.