На днях отмечался 100-летний юбилей маэстро. Этой дате был посвящен фестиваль «Лундстрем-Fest-100», прошедший в Казанской консерватории им. Жиганова. Нашим гидом по казанским адресам Олега Лундстрема стал дирижер Филармонического джаз-оркестра РТ, заслуженный деятель искусств РТ, профессор кафедры эстрадно-джазовой музыки Казанского института культуры Анатолий Василевский.
«Поезжай в Казань. Там Лундстрем!»
- Так получилось, что в Казань я, выпускник музыкального училища Архангельска, приехал только из-за Олега Леонидовича. Знакомство с его творчеством началось в Архангельске, туда оркестр Лундстрема приехал на гастроли. Причем музыканты приезжали еще тем легендарным шанхайским составом. Мы с братом Владимиром впервые услышали их вживую. Это было настоящим потрясением, - рассказывает Анатолий Александрович. - Я был неплохой баянист, отличник, после окончания училища мне дали направление в Ленинградскую консерваторию. Но брат сказал: «Поезжай в Казань. Там Лундстрем, там джаз!» И я поехал. Поступил в консерваторию. И только потом узнал, что оркестр уже работал в системе Росконцерта.
- Как вы познакомились с Лундстремом?
- Это произошло позже. Мы с ребятами собрали в Казани свой эстрадно-симфонический оркестр, и на одну из первых репетиций к нам приехал Олег Леонидович. Мы его ждали и очень волновались. Он послушал, похвалил: «Новая смена подрастает! У моего дела будет достойное продолжение!» Было приятно слышать такие слова от самого маэстро. Но на нашей премьере он быть не смог, уезжал в Москву. Зато приехал его брат, замечательный музыкант Игорь Леонидович. После концерта он подробно разобрал с нами все плюсы и минусы выступления. Для молодых музыкантов это очень ценно.
«Буржуазный джаз нам не нужен!»
Свою прогулку мы начали со старого здания консерватории, что на ул. Пушкина, 31.
- Оркестру Лундстрема предлагали для переезда из Шанхая несколько городов на выбор. Они выбрали Казань, потому что это ближе к Москве, что очень важно - здесь была консерватория. В ноябре 1947 года музыканты с женами, детьми, инструментами приехали в незнакомый им город. Это был поступок! Они еще не успели освоиться, дали один или два концерта, которые прошли с огромным успехом. Но тут товарищ Жданов выступил с докладом о борьбе с космополитизмом в музыке, и после прослушивания им сказали: «Буржуазный джаз советскому народу не нужен!»
Затем еще один мощный удар - финансовый. Буквально на следующий день произошла денежная реформа. Все выданные оркестру деньги превратились в копейки. Это была катастрофа! Концертов нет. Работы нет. Жить негде. На какое-то время музыканты остановились в гостинице «Казань», умудрились пережить ту тяжелую зиму. Некоторые поступили в оркестр оперного театра. Лундстрем работал там скрипачом. Кто-то устроился на фабрику «Спартак» - днем шил обувь, а по вечерам подрабатывал игрой в ресторанах, кинотеатрах. В общем, крутились как могли…
«Ну как? Знамя держим?»
- Осенью 1948 года часть оркестрантов поступили в консерваторию. Они были музыкантами экстра-класса, но без диплома. А тогда без диплома человек был никем, поэтому они учились. Олег Лундстрем окончил консерваторию по двум специальностям - «композиция» и «симфоническое дирижирование», - продолжил интересный рассказ Анатолий Александрович в фойе консерватории. - А здесь практически ничего не изменилось - тот же рояль, тот же портрет Чайковского, то же зеркало и даже скамейка та же... Однажды сижу здесь, в вестибюле, и вдруг заходит Олег Леонидович вместе с Шостаковичем… В театре им. Джалиля ставилась опера Шостаковича «Катерина Измайлова», и Дмитрий Дмитриевич приехал в Казань посмотреть, как идет работа. Мы с ним случайно столкнулись в консерватории. Олег Леонидович увидел меня, махнул рукой: «Ну как, все нормально? Знамя держим?» - «Держим! Держим, Олег Леонидович!»
«Ты бы еще влюбилась в Солнце!»
Следующий адрес - театр им В.Качалова и общежитие театра. В 1954 - 1956 годах Олег Лундстрем заведовал музыкальной частью и являлся дирижером Казанского Большого драматического театра им. Качалова. Там же Олег Леонидович познакомился со своей будущей женой - актрисой театра Галиной Ждановой. Они прожили вместе 42 года. Галина Алексеевна умерла в 1996 году, на 9 лет раньше мужа.
- Я была замужем к тому времени, и у меня был маленький сын. Когда я поняла, что меня «ударило», я пришла и честно сказала мужу: «Прости, но я влюбилась». Он спросил: «В кого?» Я сказала: «В Олега Лундстрема». Муж ответил: «Слава богу, ты б еще влюбилась в Солнце!» Тогда Лундстрем был недосягаем. Он вообще воспринимался как небожитель у нас в Казани. Вообще лундстремовцы были для нас иностранцами, инопланетянами, - рассказывала Галина Алексеевна в телеинтервью, которое было записано в 1994 году.
В гости к маэстро
Дальше мы поехали на Сибирский тракт. Здесь, в доме №23, Олег Лундстрем и Галина Жданова получили квартиру.
- Первый раз я побывал дома у Олега Леонидовича в 1962 году. Мы с ребятами готовили концерт в ДК им. Ленина. Играли все свое, с репертуаром в те времена было очень тяжело. Олег Леонидович пригласил меня к себе домой и дал переписать фирменные, напечатанные в Америке ноты Гленна Миллера. Когда я их листал, у меня руки дрожали! Это было настоящее сокровище! Ноты в те времена было не достать, ксероксов тогда не было. Это сейчас просто - в интернете можно найти все, - вспоминает Анатолий Александрович. - Второй раз я приехал без приглашения, было какое-то очень срочное и важное дело. Поехал на свой страх и риск. К счастью, Олег Леонидович оказался дома. Потом ему нужно было к зубному врачу, и мы вместе поехали на трамвае в центр и всю дорогу говорили о музыке.
В 1964 году Лундстрем получил квартиру в Москве, но довольно часто приезжал на гастроли в Казань. Мы с ним постоянно общались. Не скажу, что были друзьями, все-таки почти 25 лет разницы между нами. Но Олег Леонидович всегда был доброжелательный, тактичный. Он делал очень важные замечания по работе нашего оркестра и давал чисто технические советы - дирижерские и исполнительские.
Есть в Казани еще одно место, связанное с именем маэстро. Это детская музыкальная школа №16 эстрадной специализации им. Лундстрема на ул. Адоратского, 36а. Анатолий Василевский преподает в этой школе почти четверть века.
- Имя Лундстрема школа получила в начале 2000-х годов. Олег Леонидович знал, что в Казани есть такая школа, мы даже договаривались, что во время своего визита он к нам приедет. Не получилось. То ему не хватало времени, то неважно себя чувствовал - все-таки Олегу Леонидовичу было за 80 лет, - поведал во время экскурсии по школе Анатолий Александрович.