Говорю совершенно искренне: я очень люблю наш город и не перестаю им восхищаться. Он хорошеет прямо-таки на глазах. Если повернуть машину времени вспять и в сегодняшнюю Казань перенести жителя 60 - 70-х годов прошлого века, да что там, жителя 90-х, он упадет в обморок от удивления и восторга - настолько преобразилась столица Татарстана. Кстати, о столицах. Как очевидец могу сказать, что сегодняшняя Казань по красоте и величию даст фору большинству европейских столиц. А ведь процесс совершенствования нашего города далеко не завершен.
Но только ли от властей города и республики зависит, какой будет Казань? В определенной степени от нас, ее жителей. Если одни станут строить и украшать, а другие - ломать и портить, хорошего будет мало. Да, казанцы начали меньше сорить (за исключением пляжей), перестали рвать цветы с клумб, как это было в 90-е, но столько всяких наклеенных объявлений, надписей на транспортных остановках (порой откровенно пакостных), стенах домов! Что касается мусора. Да, ленив наш человек. Сядет на скамеечку в парке с мороженым, а урна метрах в 10 - 15 от скамейки. Не встанет, чтобы обертку от мороженого в нее бросить. Это я к тому, что в каких-то парках и скверах урны стоят рядом со скамейками для отдыха, а где-то - вдалеке от них.
Как бы хорошо ни было, проблемы всегда найдутся. Вот о чем хотел бы рассказать.
Кросс через Булак
В Казани часто проводятся массовые соревнования по бегу, пропагандирующие здоровый образ жизни. Но есть одно место, где кроссом ежедневно занимаются все кому не лень. А кому лень, тому приходится непомерно долго ждать.
Зеленый свет на светофорах на Право- и Лево-Булачной зажигается одновременно. Сразу перейти через Булак с одной улицы на другую не получается, не хватает времени. Приходится ждать или бежать через мост. И совсем уж опасный вариант, коим молодежь пользуется, - перебегать дорогу на красный свет. В городе Краснодаре похожая ситуация. Только там вместо Булака - аллея. Сигнал светофоров зажигается поочередно, и это никаких неудобств пешеходам не доставляет. Да что там Краснодар! Такая же схема на поочередное переключение у нас на проспекте Ибрагимова, где переход к «Тандему».
Продлите «двойку»
Изменение транспортных маршрутов энтузиазма у горожан не вызвало. Но раз это было сделано, в том была необходимость. Однако все ли решения были рациональны? Сошлюсь на близкий мне пример следования маршрутных автобусов через Адмиралтейскую слободу. Раньше в «город» можно было без дрязг и толкучки уехать на автобусах №2 и 30. «Двойку» убрали, «тридцатый» продлили до Юдино. Обещали сократить время ожидания, но этого не произошло. И утром, и вечером (а после 19 - 20 часов вообще проблематично уехать) автобусы переполнены, как в «доброе» советское время. Сесть в переполненный автобус проблематично, особенно пожилым людям и инвалидам. «Двойка» стала ходить от Аметьево до вокзала, практически дублируя ветку метро.
Предложение жителей Адмиралтейской слободы - продлите маршрут «двойки» хотя бы до Петрушкина разъезда, и проблема будет решена. Маршрут автобуса №2 удлинится всего на два с небольшим километра.
Кого мы воспитываем?
Продолжим транспортную тему. Казанская молодежь перестала уступать место старшим. Вот если в автобусе сидит парень, приехавший на заработки из Средней Азии, он обязательно уступит место старушке или пожилому мужчине. Сидит отец, с ним бугай лет 14, рядом стоит старушка, на нее никакого внимания. Кого воспитываем? Да, ребенка до семи лет в толкучке лучше усадить. Но, поскольку на него билет не брали, отдельное место он занимать не должен. Мамы с пеной у рта начинают качать права. Кондукторы ни во что не вмешиваются: ни в то, чтобы призвать место старшим уступить, ни в то, чтобы попросить ребенка на руки забрать.
Недоделки портят облик города
Я абсолютно несведущ в вопросах частной собственности на недвижимость, землю. Возможно, о чем я скажу, на то есть причины. Но, согласитесь, неприятно годами смотреть, как на месте одного из окон дома в центральной части города - фанерный щит или тканевая занавесь. Или одиноко торчит полуразрушенная стена снесенного, не имеющего исторической ценности, здания. Как-то не красит это Казань, прежде всего в глазах многочисленных туристов, приезжающих в столицу Татарстана. Что касается стремления сохранить, реставрировать старую Казань, тут двух мнений быть не может. Такое явление можно только приветствовать. На мой взгляд, даже где-то перебарщивают. Порой на месте не столь значимого старого дома лучше бы смотрелся современный.
Вот такой получился микс из предложений и проблем радеющего за родной город казанца.
Геннадий СОКОЛОВ