До октября 1917 года Казань, как и многие другие губернские города России, освещалась весьма примитивными керосиновыми фонарями, которые в народе называли газовыми. В основном они размещались на нескольких центральных улицах. Например, у здания Дворянского собрания стоял всего один такой фонарь. Пара-тройка конных повозок с емкостями для керосина, несколько фонарщиков с ручными лестницами и спичками - таким было первое фонарное хозяйство города. А по-настоящему обслуживанием уличного освещения в Казани стали заниматься лишь в марте 1936 года, когда был создан трест Казанского городского света - прообраз нынешнего «Казгорсвета». Впрочем, в годы Великой Отечественной войны на этом предприятии осталось всего три человека - директор, кузнец да охранник. Была еще одна штатная лошадь, на которой и совершали объезды. Но после войны жизнь на предприятии закипела вновь: в городе появилось много фонарей с так называемыми молочными шарами, стали прокладывать кабели на многих центральных улицах, вырос штат рабочих.
Интересно, что вплоть до 1950 года казанские светильники включались и выключались вручную, обходчики, которыми были преимущественно женщины, ходили от столба к столбу, на каждом из которых был свой рубильник. А казанские монтеры для замены лампочек или ремонта проводки забирались на столбы с помощью специальных «когтей», которые сегодня можно увидеть разве что в историческом музее. И только в начале пятидесятых годов прошлого века в городе появился первый пульт управления, представляющий собой громоздкий деревянный ящик с релейной аппаратурой, которая проработала много лет. А в конце восьмидесятых было принято решение о разработке автоматизированной системы управления с использованием микропроцессорной и компьютерной техники. Разработчики из Казанского авиационного института придумали оригинальный способ передачи информации между пунктами включения по электрическим проводам, а от исполнительного пункта включения к оперативно-диспетчерской службе - по специально выделенным телефонным «парам» ГТС. Но тогда работы заморозили из-за отсутствия финансирования, а вернулись к этой проблеме лишь в конце девяностых годов. Сегодня весь контроль за городским освещением ведется с помощью современных технологий, которые внедрили казанские специалисты. Благодаря чему диспетчер «Казгорсвета» может вывести на экран дисплея любую информацию о состоянии работы доброй четверти городских фонарей.
- Казанские ночи станут ярче, - уверен директор предприятия Владимир Белотелов. - Именно такую задачу поставил перед нами мэр города Камиль Исхаков, по инициативе которого в 2004 году заместитель главы администрации Казани Мансур Хафизов решил вопрос о получении кредита в Чешском банке на сумму в 14 миллионов евро. В дальнейшем был подписан контракт с электротехнической фирмой из Республики Чехии Elektro-lumen.
За работу казанские фонарщики принялись с 25 июля 2004 года. За шесть месяцев ими реконструировано свыше 8 тысяч световых точек на таких крупных городских магистралях, как проспекты Победы, Хусаина Ямашева, улицах Рихарда Зорге, Павлюхина, Чистопольской, а также в старинном Лядском садике и парке моторостроителей. Ведутся работы на многих других улицах столицы РТ, а также в парках «Черное озеро», Котельникова, Толстого, Ленинском саду и других.
Ясно, что с таким огромным объемом работ справиться силами одного «Казгорсвета» было нереально. Поэтому к выполнению чешского контракта привлечены еще 16 субподрядных организаций, среди которых КМУ-1 и КМУ-2 ОАО «Татэлектромонтаж», ООО «Центр-сервис», а также ОАО «Мар-электрострой» из соседней Республики Марий Эл.
МУП «Казгорсвет» участвует также и в эксплуатации оригинальной электрической подсветки наиболее важных исторических, культурных и архитектурных памятников, которую изготавливают и монтируют казанские фирмы. Многочисленные туристы и гости Казани, которым удается осмотреть город в вечернее время, восхищаются умелым освещением старинного Казанского кремля, возвышающегося над Казанкой и хорошо просматривающегося с востока, севера и запада столицы. Покоряет их и великолепный ночной вид главного здания Казанского железнодорожного вокзала, золотых куполов церквей и минаретов, а также многих других исторических и современных зданий, среди которых есть настоящие шедевры российской и мировой архитектуры, например Александровский пассаж, Дом Кекина, башня Сююмбике, мечеть Кул Шариф.
Владимир МУЗЫЧЕНКО.