Казанское кино в советское время

Завершаем публикацию интересных моментов истории кинематографа в Казани из готовящейся к изданию книги доцента, завкафедрой киновидеотворчества Казанского университета культуры и искусств Елены Алексеевой.

news_top_970_100
В 1918 году информационное освещение событий политической и военной борьбы в стране было весьма скупым и нерегулярным. Жители российской глубинки вообще смутно представляли себе, что происходит в центре и других регионах страны. Для подачи информации в нужном ракурсе придумали целую информационно-пропагандистскую индустрию с использованием агитпоездов. Первый такой поезд ВЦИК, названный именем Ленина, отправился из Москвы в Казань 14 сентября 1918 года. Его вагоны были расписаны броскими революционными лозунгами и живописными композициями. В числе команды состоял кинохроникер, занявший своим громоздким и хрупким оборудованием отдельное купе. В поезде была оборудована специальная лаборатория, где хранились пленки и химикалии, печатались фотографии, проявлялись на пробу короткие куски пленки. Этим хроникером был «молодой человек в рваной австрийской шинели» Эдуард Тиссэ, впоследствии классик советского кино, работавший с Сергеем Эйзенштейном. Утром 20 сентября поезд прибыл в Казань, куда лишь за несколько дней до того вступили красные части. Город встретил оператора толпами людей на улицах, татарской и русской речью, бойкой базарной торговлей, от которой успела отвыкнуть полуголодная Москва. Разумеется, пройти мимо этих живописных сцен Тиссэ не мог и сделал выразительные кадры.Из записной книжки кинооператора Э.Тиссэ можно узнать о том, что в Казани «при уездном отделе народного образования организована кинематографическая секция, в распоряжении которой кроме кинематографов и лент к ним имеется мастерская по починке и оборудованию кинематографов».Тиссэ много и жадно снимает. 22 сентября - день траура: хоронили бойцов, погибших при взятии города. Военный комендант Казани выделил для Тиссэ легковой автомобиль с проводником. Кинооператор был «обязан произвести съемку процессии похорон жертв контрреволюции».Вот как сам Тиссэ вспоминал съемки в Казани: «Выбирая высокую точку съемки, взобрался с аппаратом на ветряную мельницу. Увлекшись съемкой, не заметил, как она стала центром боя. Я продолжал снимать, пока кавалерия белых не подошла вплотную к мельнице. Но вот, к счастью, наши конники перешли в контратаку...»В годы Гражданской войны хроникеры отсняли тысячи метров пленки, на которой были запечатлены события на фронтах, улицах и площадях городов. «Советская кинематография возникла в годы Гражданской войны. Она родилась в походном строю... У стен Казани, под небом Перекопа, у Царицына, в донских степях можно было услышать еле уловимый шум киноаппарата, заглушаемый ружейным треском и орудийным грохотом», - писал историк кино Николай Иезуитов. В январе 1919 года в Казани в кинотеатре «Электра» состоялась премьера хроникальных фильмов, посвященных годовщине Октябрьской революции: «Чехословацкий фронт» (оператор Эдуард Тиссэ) и «Взятие Казани тов. Троцким». Благодаря энергичной деятельности Казанского киноотдела Казань получила возможность видеть эти картины в театре «Электра». «Лучше всего - снимки взятия Казани. Тут изображен артиллерийский бой под Казанью, демонстрируется вся наша Волжская флотилия, стянутая к Казани, знаменитая баржа «Сережа», штурмовавшая Казань в последний день перед взятием города. Интересно изображен наш десант на левом берегу Волги. Наконец, демонстрируется взятие Верхнего Услона и Казани и торжественный въезд Троцкого в город» (Знамя революции. - 1919. - 19 января).В феврале 1924 года в Казани начала работу одна из первых в стране и первая в Поволжье киноорганизация, которая сосредоточила в своих руках кинопроизводство и кинопрокат молодой республики, - «Таткино».В 1926 году «Таткино» объявляет конкурс на два сценария: из жизни и быта татар «со времен феодализма, завоевания и до настоящего времени». Победителем стал молодой партийный работник из Агрыза Абдрахман Шакиров. По его заявке известный кинодраматург Натан Зархи написал сценарий фильма «Булат-Батыр», режиссером которого стал Юрий Тарич.О том, как проходили съемки фильма, вспоминает известный татарский композитор Джавдат Файзи: «Вот уже несколько дней с языка не сходит весть о том, что группа из Москвы будет снимать у нас фильм «Булат-Батыр». Съемки шли в кремле, на берегу Казанки. Пошел туда и я. По левой стороне кремля по направлению к мосту течет и течет людская река. Возле кремлевских стен, на берегу Казанки, на нижних этажах башни Сююмбике видны пестро одетые люди, многие в чалмах, чапанах...» О съемках «Булата-Батыра» сохранились воспоминания и актрисы Галины Кравченко, снимавшейся в фильме: «Сюжет этого фильма, воскрешавшего события Пугачевского восстания, был, пожалуй, чрезвычайно усложнен, но мастерство талантливого драматурга Натана Зархи сказалось в том, что зрителям интересно было следить за событиями, охватывавшими период в два с лишним десятилетия. Экспедиция меня радовала, ибо Казань - город, где я родилась». Фильм «Булат-Батыр», сохранившийся до сего времени, стал первой совместной постановкой киностудий «Совкино» и «Таткино». Кстати, ассистентом режиссера и консультантом фильма был Каюм Поздняков - впоследствии первый профессиональный татарский кинорежиссер. В фильме поднималась тема отцов и детей, оказавшихся в силу исторических событий в разных лагерях. Лента повествует о судьбе татарского мальчика Асфана, волею обстоятельств попавшего на воспитание к князю Потемкину. Когда Асфан в чине прапорщика является с карательным отрядом в родные места и узнает, что руководит восставшими крестьянами его отец Булат, он освобождает предводителя повстанцев. В финале отец и сын оказываются в лагере пугачевцев.Картина «Булат-Батыр» не претендовала на глубокое и полноценное отражение исторических событий. Рассказ об отважном свободолюбивом человеке, защищавшем бедняков, снят в приключенческо-романтическом жанре. Фильм пользовался огромной популярностью как в стране, так и за рубежом. В 1929 году специалисты «Востоккино» сняли в Казани два фильма: художественный - «Комета» и документальный - «Татарстан. Страна четырех рек». Картина «Комета», сценарий которой В.Туркин написал по мотивам пьесы Рахманкулова «Пучина», снята режиссером Валерианом Инкижиновым. Фильм рассказывал об эксплуатации духовенством и купцами беднейшего татарского населения в дореволюционные годы. В сюжет картины вплетена лирическая история любви кучера и служанки купца. Картина до наших дней не сохранилась.О содержании фильма можно узнать из публикации в прессе того времени: «...Муллы предрекают кончину мира. А над минаретами, над сытыми купеческими домами, над стадом деревянных домиков ремесленников и мещан занесен, точно карающий меч, хвост необычайной звезды. Комета. Она увеличивается с каждой ночью, вселяя ужас в движения и лица.Растерянность обывателей достигает апогея. Этим пользуются сметливые купцы и муллы. Муллы, угрожая муками ада, заставляют нести ценности в мечети. Купцы скупают за гроши плоды трудов ремесленников. И эта оригинальная завязка сценария позволяет кинорежиссеру развернуть полотно социально-бытовой сатиры...Снимающаяся в татарской части города картина ставит себе еще одну основную задачу - создание подлинно национального фильма, лишенного лживой экзотики. Картина еще в работе, но о ней хочется говорить.
Режиссер «Востоккино» Инкижинов поставил себе целью создать подлинно восточную картину. Он осторожен в методике съемки. Свою работу он называет экспериментом».Инкижинов в октябре 1929 года уехал в Париж, откуда уже не вернулся. Во Франции он прожил больше сорока лет, снялся в почти пятидесяти фильмах, вошел во все мировые киноэнциклопедии. Но всемирную славу Инкижинов приобрел в 1928 году участием в фильме В.И.Пудовкина «Потомок Чингис-хана», в котором исполнил главную роль Баира. В это же время были заложены основы документального кино. Регулярно выпускались киножурналы «Татарстан» и «Межреспубликанский киножурнал» вплоть до 1942 года. Казанская киностудия, основанная в 1936 году, была закрыта в годы войны.В 1961 году Казанская киностудия получила свое второе рождение. С этого момента начался расцвет татарстанского кинематографа. Многие документальные фильмы были закуплены зарубежными странами. Киностудия устояла, когда по всей стране стали закрываться студии кинохроники. В нулевые годы начали снимать полнометражные игровые фильмы. Но это уже совсем другая история...

news_right_column_240_400
news_bot_970_100