О РАБОТЕ
- Перед тем как приехать в Казань, я сидел и пытался вывести формулу директора – я же теоретик. Не получилось. Но я кое-что сделал. У меня есть много придуманных приемов и формул, которые помогают мне в жизни. Когда проходят выборы в институте, я всегда вывешиваю прежние обещания и добавляю новые. Говорю – судите сами, выполнил ли я их. Я помню даже те обещания, которые давал 20 лет назад.
- Однажды на собрании я выступил, а когда говорили остальные, заснул. Если мне неинтересно, я засыпаю где угодно – могу задремать даже во время президиума.
- Я всегда был убежден в том, что Казань имеет все предпосылки быть не просто родиной электронного парамагнитного резонанса, столица РТ должна быть лучшей в этой области.
О НАУКЕ
- Мы можем в реальном времени смотреть, как перемещается атом с разрешением во времени 70 фемта-секунд. Одна фемта-секунда – это одна миллионная одной миллиардной доли секунды. Мы видим, как атом колеблется, как он пошел. Мы можем сказать: «Эта молекула бензола не так стоит. Надо ее передвинуть на один нанометр вправо». Мы можем атомами золота написать ваше имя.
- Физики, они такие – любят сказать «квази». Непонятно, да? Вы слышите – «квазичастицы». Думаете, что физик так уж четко понимает, о чем он говорит? Нет! Красиво, хотя не очень понятно.
- Телепортация – это одно из основных моих «усилий». Это не фантастика, я сам предложил конкретный протокол эксперимента - на электронных спинах сделать квантовую телепортацию. Уговорил двух независимых профессоров из Америки – они обещали мне сварить по моему заказу молекулярную конструкцию. Я мечтаю о том дне, когда смогу выступить по телевидению и продемонстрировать телепортацию.
О ЛИЧНОМ
- В деревне так принято – постоянно кто-то о чем-то просил детей: «Принеси то, принеси это...» Мама просила, и я мчался. Наверное, из-за этого меня дразнили Кигэвен (в переводе на русский «овод». – Д.И.). В детстве меня называли Кифом, и даже в комсомольском билете у меня было написано это имя.
- Я предпочитаю бегать, а не ходить. Когда в университете учился, ни одной секунды не потратил на секцию по легкой атлетике. Но нужно было бегать за факультет – и я бежал. Меня даже избрали капитаном команды физфака. Мы пробегали, но до следующих соревнований я в их компании не появлялся. Мне кажется, ходить пешком – это трата времени. Я от этого сильно устаю. Если никого нет, я и в институте не хожу, а бегаю по коридорам.
- В деревне я не любил ходить на Сабантуй. Сидел дома, читал книжки. Мне посчастливилось одновременно понять, воспринять и русскую культуру. Очень радостно от того, что я впитал и татарскую, и русскую культуру. Нигде не скрываю, что я татарин. «Жизнь налаживается, мечты сбываются, время попеть песню», - думаю я. И пою. Однажды иду-шагаю по Москве, люди оборачиваются – а я пою по-татарски!
- У меня была потрясающая учительница... нет, не по физике – то было просто какое-то недоразумение, а не учитель. Потрясающая была по истории – Максимова Татьяна Константиновна. Много со мной работала, ставила четверки и говорила, что любому другому поставила бы пять. Она работала со мной индивидуально. Направляла меня, говорила: «Теперь читай то, потом читай это».
- Я среди татар выделяю людей, которых называю «великий татарин». Немного отрицательно отношусь к ним – прошло столько лет, у татар замечательная культура, замечательные люди, не нужно комплексовать и доказывать что-то другим.
- Я верю в науку, не вижу, чем бы мне помогла гипотеза о существовании Бога. Но очень уважительно отношусь к верующим.
- Я все время о чем-нибудь думаю, от этого не устаю, а напротив – это доставляет мне большое удовольствие. В любой момент у меня куча новых планов.