«Классная» экономика: как научить школу собирать деньги

О платных услугах, целевых взносах и добровольных пожертвованиях на нужды образовательных учреждений и их развитие говорили на прошлой неделе в Доме работников образования Казани.

news_top_970_100

В «экономике» казанских школ пытались разобраться директора общеобразовательных учреждений, представители мэрии, прокуратуры, управления образования и попечительских советов.

Людмила Андреева, замглавы муниципального образования Казани:

- На протяжении многих лет поступают многочисленные жалобы со стороны родителей, часто они становятся причиной разгромных материалов в прессе. Это жалобы о том, что деньги в школах собираются с нарушением правил или недобровольным путем, и о неправильном расходовании средств. Что нам позволяет законодательство и что происходит на практике в школах?

Ильсур Хадиуллин, начальник управления образования Казани:

В таком положении мы оказываемся из-за неграмотности: в договорах на оказание платных услуг часто допускаются ошибки.

Не секрет, что в некоторых школах собрания начинаются не с вопросов воспитания, а с привлечения спонсорских средств. Так быть не должно! Попечительские советы не должны ограничиваться только благотворительной деятельностью. Они обязаны участвовать в стратегии развития школы. Я должен отметить и то, что решения попечительского совета необязательны для массового выполнения.

О юридической безграмотности

Венера Хайрутдинова, директор лицея №121, член постоянной комиссии по образованию, делам детей и молодежи, физкультуре и спорту Казанской гордумы:

Нам очень мешает тот негатив, который складывается у наших родителей и детей после обличающих материалов в СМИ. Мало того что татарстанские школы оказываются под прессингом финансовых и юридических проблем, так еще и надзирающие органы не помогают нам справиться с трудностями, а пытаются «подловить».

Все мы заботимся о детях, которым не хочется учиться в серых убогих школах, напоминающих казармы. Замечания, которые были нам предъявлены в прошлом году, мы учли при создании нового фонда. Без попечительских советов и фондов невозможно не только развитие школы, но и ее существование.

Людмила Морская, старший помощник прокурора Казани, советник юстиции:

К нам поступает большое количество жалоб от родителей на бесконечные поборы. И это не анонимные жалобы, как говорят многие директора. Посмотрите на протоколы попечительских советов школ. На них стыдно взглянуть! Это сплошная юридическая безграмотность. Когда мы проверяли протоколы попечительских советов, то слова «добровольно» там не увидели. Изучая эти документы, можно увидеть все что угодно, но только не добровольное волеизъявление родителей.

Например, в 140-й школе мы увидели договора, в текстах которых было написано, что родители обязаны участвовать в ремонте школы, в оборудовании кабинетов, оказывать всестороннюю помощь школе, полностью возмещать материальный ущерб, причиненный учениками. А в случае невыполнения обязательств администрация может предложить перевести ребенка в другую школу! Эти договора также предусматривали привлечение родителей к административной ответственности в виде штрафа. Какие вам нужны еще комментарии?! Еще один пример - многим гимназиям почему-то очень хочется приобрести в школе фонтаны. Во всех школах принудительно взимается плата за охрану школ. Но это законом не предусмотрено – на охрану должно быть получено согласие родителей. В первый раз проверка выявила грубейшие нарушения. Сейчас многие руководители школ стали грамотнее составлять документы. В ходе последних проверок прокуратура нанесла 11 протестов на документы фондов, которые противоречат законодательству. Прокуратура выступает только за то, чтобы наши школы работали цивилизованно, чтобы не нарушались права ни родителей, ни школьников.

Раиля Мутыгуллина, мама троих детей, корреспондент «КВ»:

- Две мои дочери закончили школу, учатся в вузе, а младшая сейчас в 5-м классе. За эти годы я ни разу не видела ни одной квитанции – все время отдавала наличные в руки учителю и за бизнес-класс, и за охрану, и за техничек. Мы, родители, готовы платить. Только не нужно делать из нас дураков – на собраниях мы, кроме отговорок типа «попечительский совет отчитался», ничего не слышим. Пусть у входа в школу для родителей повесят стенд со всеми расходами-приходами, пусть деятельность попечительских советов станет прозрачной. Вот и все, что мы просим.

Людмила Андреева, замглавы муниципального образования Казани:

- Я с вами согласна, все должно быть прозрачно. Директора в первую очередь должны стоять за это насмерть. Ведь в первую очередь тень падает не на учителей школы, а на них. Надо делить четко: платные услуги – это договорная система, где все прописано, квитанцией все оплачено. А пожертвования – это уже ответственность попечительских советов, и они должны быть добровольными. Родитель может пожертвовать один раз за все обучение на парты или, например, шторы. А когда каждую четверть он слышит «принесите 400 рублей», то это уже не добровольные пожертвования. Этого быть не должно. Я думаю, что директоров школ и председателей фондов необходимо учить заполнять все эти документы и даже со сдачей экзамена.

О поиске выхода

- Сегодня мы не говорим о выживании школ – у нас этот процесс уже прошел. Школа без родительских денег выживет. Но вот будет ли она развиваться в том темпе, какого требует жизнь, – это уже вопрос. Фонды развития школы – наиболее цивилизованный метод привлечения средств. Без них мы не смогли бы сделать так много. Да, нужно обучать директоров, председателей и бухгалтеров фондов. Необходимо разъяснить все спорные вопросы.

Резеда Салимзянова, председатель попечительского совета школы №39, адвокат:

Конечно, необходимо провести обучение как директоров школ, так и представителей попечительских советов. Ведь в действующем законодательстве существует несколько форм некоммерческих организаций, имеющих право привлекать внебюджетные средства на развитие школ. Это и автономные некоммерческие организации, и общественные объединения, сами фонды и другие. Хотя, на мой взгляд, самая приемлемая форма в данной ситуации – это общественные благотворительные фонды. Потому что, во-первых, только в фонде есть попечительские советы. Во-вторых, в общественных организациях есть членство, предполагающее членские взносы, которые могут быть ежемесячными, ежегодными и целевыми. Кроме этого, для членов организации они будут обязательными.

Гульсина Закирзянова, директор школы N090:

Ошибки есть. Мы их не отрицаем и готовы исправить в установленном законодательством порядке. Я искренне убеждена, что закрывать благотворительные фонды развития школ – это легкий путь. Нет фонда, нет проблемы. Фонд – это альтернатива денежным поборам. Налички в школах быть не должно! Не нужно нас очернять!

news_right_column_240_400