В соответствии с требованиями, прописанными в федеральном законодательстве, они обязаны были это сделать, заявил начальник Государственной жилищной инспекции РТ Сергей Крайнов на зональном совещании по вопросу совершенствования системы управления многоквартирными домами и повышения качества предоставляемых жилищных услуг. В нем принял участие Президент Татарстана Рустам Минниханов. Выступавшие на мероприятии представители официальных структур и УК делились мнениями и предлагали свои способы решения проблемы.
Первый заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ Раузил Хазиев отметил, что в последние годы немало сделано для повышения качества ЖК-услуг, в частности, в области капремонта, энерго- и ресурсосбережения. Но нарекания населения вызывает рост стоимости услуг без объяснения причин.
Из представленной его ведомством таблицы вытекает, что размер совокупного платежа за жилищные услуги отличается в Казани и сельских районах порой в несколько раз. Понятно, что отчасти это сравнение некорректно: нельзя сравнивать оснащение многоквартирных домов в республиканской столице и в глубинке (лифты, мусоропроводы...). Но почему возникает существенная разница в тарифах на вывоз ТБО? Например, в Казани эта услуга стоит 1,73 рубля с кв. метра, в то время как в Тукаевском районе 47 копеек?
У минстроя давно уже есть свои рекомендации, одна из которых – создание ТСЖ во всех многоквартирных домах с назначением председателя из жильцов дома. На профессиональной основе должен трудиться лишь один человек, а не раздутый штат, получающий зарплату из собранных с населения средств. Его зарплата не может быть астрономической - 7 - 15 тысяч рублей (в зависимости от объемов дома), и он обязан осуществлять за всем контроль, его должен волновать даже цвет почтовых ящиков.
Начальник Государственной жилищной инспекции РТ Сергей Крайнов считает основной причиной обращений граждан потерю доверия собственников к УК, которая не несет ответственности за качество предоставляемых услуг. Другое – отсутствие прозрачности в деятельности компаний. Кстати, практически ни одна УК не предоставила в полном объеме информацию о своей деятельности, хотя должна была сделать это еще 9 декабря. (Напомним, в республике вступило в действие сентябрьское постановление российского правительства о стандартах раскрытия информации.) Одним из способов выхода из сложившейся ситуции глава жилинспекции предложил все то же разукрупнение УК: конкуренция в этом случае вытеснит с рынка недобросовестных игроков.
По мнению генерального директора ООО «Бриор+К» Каусарии Матросовой, у подрядчиков, обслуживающих жилой фонд, к сожалению, не получается конструктивного диалога с собственниками квартир. Она считает, что повинна в этом их инертность да еще... негативные публикации в СМИ. Практикующему хозяйственнику ясно, что тарифы должны быть обоснованы и дифференцированы для каждого дома – только тогда может исчезнуть скопившееся у населения недоверие. Тяжкий труд – проводить общие собрания жильцов, анкетирование среди них, но тем не менее такая работа обязательно должна вестись.
Также требует изучения проблема нехватки профессионалов. Даже после обучения специалисты не владеют элементарным минимумом знаний - в сфере образования для специалистов, обслуживающих жилой фонд, необходимы существенные изменения.
Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин подчеркнул, что вопрос, несмотря на массу добрых дел в последние годы, все же вызывает напряжение в обществе. Половина всех обращений граждан – по поводу жилищно-коммунальных проблем. Например, рост задолженности УК перед поставщиками ресурсов. В результате этого отключаются подъезды, а порой и целые дома. Раздражение вызывает и создание огромных ТСЖ, существующих лишь на бумаге. Ведь в лицо своего председателя жители не знают. Все эти детали необходимо учитывать, и если потребуется законодательная инициатива, то парламент незамедлительно приступит к этой работе.
Президент РТ Рустам Минниханов, подводя итоги, заметил, что работу таких зональных совещаний необходимо продолжить. По его мнению, уровень профессионализма в этой области оставляет желать лучшего. Кроме того, многое зависит от организаций, обслуживающих жилой фонд. Иначе и новым домам в ближайшее время потребуется капремонт. Глава республики наметил также основные болевые точки, решение по которым надо принимать в ближайшее время.
Вызывающая много вопросов прозрачность деятельности организаций будет достигаться за счет внедрения информационных технологий – для всех жилищных организаций создадут единый программный продукт.
По поводу обучения специалистов, Президент РТ поручил минтруду определиться с базовыми учебными заведениями, которые будут выпускать специалистов для обслуживания жилого фонда. Для их деятельности будут выработаны нормативы, стандарты, критерии оценки работы. «Мы вас, УК, будем оценивать, - обратился к представителям жилищных организаций президент, - а взамен предоставим вам оборудование». Этим займутся лизинговые предприятия.
Что касается жилого фонда, то работа по капремонту не будет закончена – каждый год в бюджет станут закладывать средства из разных источников. По мнению главы республики, ни о каком повышении качества услуг не может быть и речи, пока в жилищно-коммунальном хозяйстве не будет наведен порядок.