Когда вся страна ездила на море, а хлеб стоил 16 копеек...

Моя юность пришлась на годы правления Брежнева. Это было самое стабильное двадцатилетие в истории СССР.

news_top_970_100

Проезд в трамвае стоил 3 копейки, а оплата двухкомнатной хрущевки - 15 рублей. Зарплаты - не всегда большой, от 100 до 150 рублей - хватало, чтобы одеваться, ходить в театры, путешествовать по стране.

Про работу

Те годы сейчас называют годами застоя. Тогда что же у нас сегодня? В те годы заводы работали на полную катушку! Садясь в трамвай, ехавший до завода, я с интересом слушала производственно-технические споры. Люди были увлечены своим делом, могли говорить об этом везде, даже в транспорте.

Параллельно с работой мы, бывало, занимались и не своим делом. Например, ездили в районы убирать урожай. Свежий воздух, натуральные продукты, новая для нас деятельность - сенокос или работа на зернотоке - воспринимались как само собой разумеющееся. Новые люди, новые впечатления... Кроме колхозной работы, помогали готовить пионерлагеря к смене, а позже их реконструировать - вместо деревянных корпусов строили каменные.

Про отдых

После работы ходили в кино. Летом в Казань приезжали с гастролями известные всей стране театры - московские, ленинградские, украинские. Сменяли друг друга различные ВИА - вокально-инструментальные ансамбли «Самоцветы», «Веселые ребята», «Песняры». Приезжали и начинающие певицы - София Ротару, Алла Пугачева, Елена Камбурова.

Помню, мы выписывали журналов и газет почти на всю месячную зарплату - подписку делали даже в кредит. Читали «Литгазету», журналы «Работница», «Крестьянка», «Здоровье», «Семья и школа», толстые литературные журналы «Москва», «Октябрь» и «Новый мир».

А главное, каждый год мы ездили в отпуск. Кто-то начинал с Болгарии, а я с поездки на автобусе до Ленинграда. Всю европейскую часть страны видела из окна автобуса, ночевки возле озер в палатках... Три дня - и мы в Ленинграде. 10 дней наш автобус возил нас по питерским достопримечательностям. Вернувшись домой, мы потом еще долго встречались с друзьями по путешествию. Позже были поездки в Сибирь и сплав на надувных понтонах по реке Мане. Поход пешком по Южному Уралу - красивейшие места и озера!

Я видела цветущие каштаны в Киеве и знаменитый Одесский оперный театр. Плакали в Брестской крепости и восхищались красотой Белоруссии. Были в горах Кавказа и пили домашнее вино в Молдавии. Сколько видано-перевидано! Привозили фотопленки, распечатывали, рассылали по разным городам фотокарточки. Писали в многотиражку путевые заметки - и нас за это еще и награждали путевкой до Волгограда.

Про молчание

Мы, не боясь, садились в самолет и даже не думали, что он может не долететь. Было чувство, что в моей стране со мной ничего не может плохого случиться! Может, оттого, что мы были молоды! Или до нас не доводили никакой информации... Изредка случались трагедии и в то время. Помню, погиб в авиакатастрофе артист разговорного жанра Павел Чистяков. Разбился самолет с ташкентской футбольной командой «Пахтакор». Но не нагнетали тогда средства массовой информации столько горя на души людей! Может быть, берегли тех, у кого родные были в пути?

Про дефицит

Да, конечно, именно в те годы начали исчезать то стиральный порошок, то подсолнечное масло. С дефицитом боролись как с временными трудностями. Поэтому регулярные рейсы за мясом в Москву, за яйцами в Чебоксары были в порядке вещей. Но вот не помню я в те годы голодных! А в колбасе за 2 рубля 80 копеек, как теперь узнала из телепередачи «Среда обитания», мяса было 95%.

Не было безработных, в вузах учились только бесплатно. Кто не хотел - шел к станку и зарабатывал больше инженера (с его начальными 120 рублями).

Про мечту

Мне кажется, пока мы помним, как жили, нужно рассказывать об этом нашим детям и внукам. И хорошее, и плохое. Хочется верить, что они будут жить лучше нас.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100