Котельным необходимо иметь запасы резервного топлива

news_top_970_100

Любой вопрос, связанный с тратами, всегда болезненно воспринимается людьми. Особенно когда они растут. Это правило вполне относится и к сфере ЖКХ, в которой тарифы увеличиваются с завидной регулярностью. И тем важней объяснить потребителям, насколько важны эти расходы для развития всей коммунальной отрасли, что собранные средства идут на жизненно важные цели. В первую очередь это касается подачи тепла в здания, без которого в холодное время о комфорте можно забыть.

Об этом и о некоторых других аспектах мы поговорили с заместителем председателя Государственного комитета РТ по тарифам Сергеем Павловым.

- Сергей Вячеславович, если можно, давайте начнем с ключевых цифр, характеризующих отрасль теплоснабжения в нашей республике.
- Сначала надо отметить, что тарифная политика является неотъемлемой частью экономики и социальной сферы страны. Расчет тарифов на тепловую энергию регламентируется целым рядом нормативных актов. В Татарстане подлежат регулированию тарифы 77 теплоснабжающих организаций из 31 муниципального образования.
Средний тариф по республике на тепловую энергию на второе полугодие составит 2388,45 рублей/Гкал (с учетом НДС). При этом рост тарифа на тепловую энергию на 2024 год составляет в среднем 110,8 % со второго полугодия.

- А какие источники теплоснабжения зданий существуют в Татарстане?
- Один из основных - это всем известные котельные. Они представляют собой специализированные объекты, где осуществляется процесс производства тепла для населения и других потребителей. Котельные оптимизируют использование топлива, такого как природный газ, мазут или уголь для генерации тепла, что способствует повышению энергетической эффективности системы отопления. Также этот процесс может приводить к экономии затрат на энергию и снижению платежей за отопление для населения.

Затем полученное тепло передается по сети отопления до радиаторов или тепловых обогревателей, обеспечивая комфортные условия в помещении для жителей. Некоторые котельные также выполняют функцию производства горячей воды.

Для бесперебойной поставки тепла котельным необходимо иметь норматив запаса топлива. Норматив запасов является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ). Качественное и строгое определение нормативов запасов топлива для регулируемых организаций необходимо согласно закону № 190-ФЗ «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года и по соображениям энергетической безопасности общества.

- И вот над выполнением этих нормативов работает в том числе и ваше ведомство…
- Да, но это только одна из наших задач. За 2023 год Госкомитетом РТ по тарифам были утверждены 18 нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт - для 46 котельных 18 регулируемых организаций.

Всего по Татарстану 37 организаций и 81 источник производства электроэнергии и тепла - потребителей газа Республики Татарстан, для которых обязательно наличие резервных топливных хозяйств и нормативного запаса резервного топлива для работы в течение года и отопительном периоде.

- А как поддерживается объем ННЗТ?
- Целью создания ННЗТ является обеспечение безаварийной работы оборудования с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года. Расчет ННЗТ производится один раз в три года, однако в течение данного периода норматив подлежит корректировке при изменении состава оборудования, структуры выбранного топлива, а также нагрузки социально значимых категорий потребителей тепловой энергии, не имеющих питания от других источников.

НЭЗТ создан для надежной работы источников тепловой энергии в целях обеспечения качественной и бесперебойной выработки тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
В качестве резервного топлива среди рассмотренных организаций наибольшее распространение получили жидкие углеводороды (мазут, дизельное топливо) и твердое топливо (каменный уголь, дрова и т. д.).

Среди наиболее эффективных можно выделить дизельное топливо, так как его хранение не составляет особых проблем и требует только аккуратности и периодического наблюдения резервуара. С мазутом проблем намного побольше: для его хранения необходимо иметь большой резервуар с подогревом, а также раз в пять лет либо проверять его на топливные свойства, либо полностью обновлять. Твёрдое топливо же является низкоэффективным и может привести к неисправности оборудования из-за осадков, которые образуются вследствии его сжигания, а решением данной проблемы, как правило, является замена части оборудования, что очень дорого.

Вид и способ доставки (автотранспорт, железнодорожный транспорт) выбранного резервного топлива определяет, на какое количество суток рассчитывается ННЗТ. Так, например, для твердого топлива, доставляемого автотранспортом, предусмотрено 7 суток, железнодорожным транспортом - 14 суток, для жидкого топлива, доставляемого автотранспортом, - 5 суток, железнодорожным транспортом - 10 суток.

- А есть ли у данного норматива недостатки?
- Конечно. В первую очередь не все котельные технически оборудованы возможностью хранения топлива: для его хранения необходимо соблюдать особые условия хранения, при которых топливо не утратит своих горючих свойств и не станет более смольным.

Также необходимо создать место хранения для топлива и учесть требования безопасности для его хранения, так как большое количество топлива в одном месте создают большую огне- и взрывоопасность, необходимо обезопасить зону хранения от постороннего проникновения на объект.

Отдельно нужно рассмотреть экологическую составляющую топливного хранилища: при отсутствии соответствующих условий для хранения топлива происходит его утечка. Впоследствии это может привести к загрязнению окружающей среды, водоемов и почвы.

И главное, все эти меры требуют дополнительных затрат.

news_right_column_240_400