Может ли справка об инвалидности стать основным условием для устройства на работу? Оказывается, может.
На минувшей неделе в Казани побывал гость из Самары - главный специалист по работе с инвалидами компании сотовой связи СМАРТС Лазарь Драпкин, чтобы поделиться новаторским опытом трудоустройства инвалидов. Сам Лазарь Адольфович - инвалид I группы с детства, передвигается только с помощью клюшек. Несмотря на болезнь, закончил физико-математический факультет университета, занимался высокими технологиями, сейчас - главный помощник генерального директора компании по кадрам.
- В нашей компании более 50% персонала - люди с ограниченными возможностями. Список профессий и должностей, на которых у нас работают инвалиды, очень большой - более 80 наименований, - рассказывает Лазарь Адольфович. - В России в основном один подход к инвалиду, который хочет устроиться на работу: «Языком владеешь?» - «Владею» - «Отлично! Будешь клеить марки». Мы же пошли совсем по другому пути. К нам приходят люди с разными заболеваниями, физическими и интеллектуальными возможностями, с разным уровнем образования, и очень многим мы помогаем найти работу.
Конечно, главный наш принцип: «Не навреди!» Поэтому очень тесно сотрудничаем с медико-социальной экспертизой. Посмотрите, что пишут в справке об инвалидности в графе «Трудовые рекомендации»: либо просто «нетрудоспособен», либо «может работать в специально созданных условиях», либо «нетрудоспособен в обычных производственных условиях». У нас же медики по просьбе инвалида пересматривают эти заключения и в каждом конкретном случае уточняют трудовые рекомендации. И стараются делать это оперативно, без волокиты. Но если инвалид долго не был у врача, то он в обязательном порядке проходит полное и всестороннее медицинское обследование, и только после квалифицированного заключения медиков ему подыскивается работа по состоянию его здоровья и возможностям.
Если человек прикован к постели, но у него светлая голова и рука держит телефонную трубку, то он может работать агентом по маркетингу на дому, составителем программ или трудиться на сборке необходимых деталей - все зависит от уровня образования, профессии и заболевания. Сердечника, например, нельзя ставить на нервную, беспокойную работу, связанную с большой физической и психологической нагрузкой, но ему подойдет спокойный, размеренный труд по обработке информации, работа с документами, а человек с каким-нибудь другим заболеванием, возможно, отлично справится с ролью курьера...
Если у инвалида нет опыта работы, то мы можем обучить его той специальности, которая нам необходима и которая подходит ему по медицинским показателям.
Объявления о вакансиях для инвалидов постоянно развешиваем в учреждениях медико-социальной экспертизы, поликлиниках, отделениях социальной защиты, общественных организациях инвалидов, центрах занятости, чтобы как можно больше людей с ограниченными возможностями получили информацию о предлагаемой работе.
Но каждый руководитель организации, фирмы, предприятия, который решил принимать на работу инвалидов, должен отдавать себе отчет, что столкнется с множеством проблем. Самая главная из них - этим предприятиям оставили микроскопические льготы, а за них еще надо бороться. Одна немаловажная деталь: во всем мире на всех уважающих себя предприятиях, фирмах заботятся о здоровье своих сотрудников. Для этого там открываются здравпункты, диагностические центры, тренажерные залы, физиотерапевтические кабинеты, кабинеты психологической разгрузки, бассейны. Причем всем этим могут пользоваться не только сотрудники фирмы, но и члены их семей. У нас, в России, к сожалению, этого пока нет, но надо к этому стремиться.
Хочется верить, что опыт самарцев поддержат и казанские учреждения. Наверняка и у нас найдутся руководители, которые бросят инвалидам спасательный круг.
Ольга ИВАНЫЧЕВА.