Кто будет модернизировать страну?

Есть вероятность, что связь поколений рабочих профессий прервется, а восстановить ее будет ой как сложно, если не безнадежно...

news_top_970_100

Этим летом я впервые побывал в Эрмитаже. Терпеливо выстоял длинную очередь. А вот крикливых иностранцев запустили сразу. «Они же за валюту, а вы, извините, кто такие», - буркнул контролер. Однако досада исчезла, как только пошел по бесчисленным залам бывшего Зимнего дворца: что ни экспонат, то шедевр, что ни изделие, то произведение искусства.

В этих каменных, деревянных, медных рукотворных чудесах ощущалась душа автора и поэзия труда наших предков. Посетители, особенно иностранцы, громко восхищались, охали и ахали. Признаюсь, было приятно, что есть еще чем у нас гордиться и восхищаться.

Но совсем другое чувство испытал, когда побывал на международном автосалоне, где уже не верил глазам своим, глядя на сверкающие шедевры иностранного автопрома. Возник, естественно, вопрос: «А мы-то почему так не можем?!»

Скорее всего, сможем. Но не скоро. Ведь для этого нам надо долго и серьезно работать, создавая свои заводы и конструкторские бюро, выращивая современные инженерно-технические кадры, а главное - рабочих, готовых всю смену «от и до» трудиться на предприятиях. Вот здесь-то и главная проблема - где взять эти кадры и будут ли они хорошо работать?

В последние десятилетия мы практически перестали делать что-то достойное своими руками. А зачем? Ведь все можно купить, и недорого, скажем, у китайцев или корейцев. И самое страшное, молодежь не хочет трудиться. Им подавай все сразу: и машину, и квартиру - и чтобы все это взялось само собой, без лишних усилий. В стране полностью отсутствует идеология трудолюбия - уроки труда в школах заменили так называемой технологией, где ученики пишут, рисуют, говорят, защищают проекты. Но ничего не мастерят своими руками. Многие подростки не только не владеют элементарными навыками труда, но и не имеют понятия о том, что существуют какие-то заводы и что там, а не в автосалонах делают те же машины.

Поэтому мы уже не удивляемся, видя за рулем троллейбуса в Казани кучерявого африканца. Рабочих на заводы доставляют вахтовым методом из ближнего зарубежья - свои-то в рабочие не идут. Во-первых, непрестижно, во-вторых, зарплата мала, не по труду.

Вот, например, рассказ знакомого - молодого рабочего. Когда устраивался на завод, пообещали зарплату в 20 тысяч рублей. Пошел работать за станком (заметим, работа трудная, ответственная, от звонка до звонка, целый день на ногах), но получил только «пятнашку», а в следующем месяце и того меньше – чуть больше семи тысяч. Уволился.

В современном производстве, например авиапроме, рабочий должен уметь управлять сложными станками-полуавтоматами, и учиться этому надо долго, на что не каждый согласен. Ведь этому молодому человеку деньги нужны сейчас и много. Тем более что его товарищи уже при машинах (купленных в кредит) и квартирах. Зачем напрягаться?

Хорошего токаря или фрезеровщика можно воспитать прямо на заводе, прикрепив к опытному мастеру лет на пять. Но кто будет ждать? И некому, к сожалению, передавать тонкости и хитрости профессии - мастеров на многих предприятиях уже «оптимизировали». Или они сами по старости ушли.

Недавно прошла информация, что в КАПО будут строить цех деталей из композитных материалов. Для ненаших (!) самолетов. ТВ радостно сообщило, что Россия скоро будет поставлять титан в США для их ВВС и ВПК. Прилетели, что называется. А ведь когда-то, в 80-е годы, в Казани делали самолеты, которым не было равных по качеству в мире: знаменитый стратегический бомбардировщик Ту-160 значительно превосходил по тактико-техническим данным американский В-1! Но его выпуск фактически завершен. Остались только воспоминания тех времен, когда каждый четвертый самолет в мире был сделан в СССР, когда наш город регулярно содрогался от грохота – это взлетал наш «Белый лебедь», краса и гордость казанских авиастроителей.

Теперь тоже нет-нет да и содрогнется город от шума и грохота: казанцы салютуют после удачного футбольного матча или гуляют на корпоративных вечеринках.

P.S. В стране провозглашена модернизация, но кто ее будет претворять в жизнь? Юристы и филологи? Но для модернизации той же промышленности нужны профессионалы–технари. А где их взять? По данным СМИ, сейчас в России высококвалифицированных рабочих всего лишь 5%, а в Германии – 40%.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100