Фейерверк шоу – это не просто фейерверк, пусть даже и небывалой красоты, это – настоящее произведение искусства, художественное полотно, написанное огнями в небе. Именно фейерверк шоу являлись неотъемлемым атрибутом всех дворцовых мероприятий и праздников. Не просто подчеркнуть атмосферу праздника, но создать дивное произведение искусства, заставить гостей изумленно ахать – это может только фейерверк шоу.
Праздники практически всех времен и народов были связаны с огнем. Огонь – очищающая стихия, уберегающая от зла, сжигающая его. Праздничные костры и ритуальные светильники, или огненные колеса – как символ бога солнца в России – все это были предки фейерверка. Затем в Китае догадались, как можно использовать трубки из бамбука и каким образом можно сделать горючую смесь, чтобы она не просто горела, а рисовала пламенем картины в небесах. В небе извивались драконы, сыпались звезды, возникали горящие иероглифы поздравлений. Зародившись на Востоке, фейерверк перекочевал в Европу, а уж оттуда – в Россию. Европейцы усовершенствовали фейерверк так, что сами японцы приходили в изумление. Двор Людовика XIV любовался фейерверком из окон только что построенного Версальского дворца, и это было действительно феерическое зрелище, о котором историки пишут с почтением и изумленным восторгом. Это был не просто фейерверк, а настоящее фейерверк шоу.
Петр I, привезя в Россию картофель и технологию изготовления фарфора, не обошел своим вниманием и фейерверки. Зрелище так заворожило Великого царя, что проведение фейерверков по случаю праздников было закреплено законодательно. Бояр и дворян указом заставляли проводить «огненную потеху», чему те поначалу сопротивлялись изо всех сил, вспоминая огненные колеса языческих времен, и считая фейерверк несовместимым с христианством. Но очарование огненных цветов победило, и вскоре уже вся Россия с замиранием сердца ждала очередных праздничных мероприятий, которые обязательно должны были сопровождаться проведением фейерверка.
Поначалу это были простые огненные хлопушки и крутящиеся колеса, но по мере того, как искусство российских мастеров фейерверков возрастало, проведение фейерверка все более приближалось к современным фейерверк шоу.
Во времена Екатерины II чудесные фейерверк-шоу Зимнего дворца были предметом восторженного обсуждения целой страны. Во всех домах только и разговоров было, что об огненной сказке, о чудесных городах, встающих из пламени, о невиданных животных, о странных цветах в небе.
Следует заметить, что еще при Иване Грозном в стрелецких полках была должность «порохового заведующего», и этот самый «заведующий» отвечал за изготовление и запуск фейерверков. Лжедимитрий, когда женился на Марине Мнишек, устроил большой фейерверк напротив царских палат. Но затем строгость нравов вытеснила «огненные потехи» (хотя о них не забыли, но – отложили в сторону, отказались от красоты, которую давали фейерверки), и Петру пришлось вновь приучать Россию к бесшабашности и красоте «огненного» праздника.
Сейчас словом фейерверк называется любая пиротехника, даже иногда так называют петарды. Но настоящий фейерверк – это создание художественного произведения, высокое искусство живописи огнем по небу, шоу, при виде которого сердце сладко замирает в предвкушении необычайной красоты.