Кто помогал медикам скорой выбираться из снежного плена?

Мощнейший снегопад, случившийся в Казани на прошлой неделе, добавил нагрузки и врачам скорой помощи. И речь сейчас не только о болезнях.

news_top_970_100
Автор фото: Фарит Муратов

Корреспондент «КВ», пообщавшись с одним из медиков, дежуривших в снежный коллапс, изумилась. Мы, горожане, даже не представляем, какой героизм им приходится проявлять, чтобы добраться до каждого пациента. 

За сутки застряли два раза

- Я дежурил с 8 утра 20 января до 8 утра 21 января, и за три года работы в скорой помощи это было самое сложное мое дежурство в холодное время года, - рассказал «КВ» 26-летний фельдшер общепрофильной бригады Казанской скорой помощи Марат Мылтыкбаев. - Прошлая зима была теплой и почти без снега, а эта... Автомобилисты рядом с нами застревали, кто-то откапывал свои машины, некоторые толкали или ждали подмоги.

За сутки у нас было 18 вызовов, 6 - 7 человек нам пришлось везти в больницу. До подъездов и во дворы проехать было невозможно. Причем метров 300 - 500 мы шли пешком до дома пациента. Проще дойти своими ногами и дотащить пациента до машины, чем подъехать поближе к дому, а потом откапывать и толкать машину - времени и сил уйдет больше. Но трос и лопата у нас всегда с собой.

За эту смену мы тоже застряли два раза. Первый раз это произошло в районе 8 вечера. Рядом с нами была еще одна застрявшая машина. Мимо нас проехал КАМАЗ, но у него не было троса. Пока мы доставали свой трос, он уехал. А вот второй КАМАЗ остановился и вытащил нас, а заодно и наших товарищей по несчастью. Мы им одолжили свой трос. Если б не этот второй КАМАЗ, мы бы надолго застряли. И хорошо, что не нужно было госпитализировать пациента. Иначе пришлось бы приехать другой бригаде и отвезти его. В моей практике таких случаев не было, однако коллеги с этим сталкивались. 

Во второй раз нас вытаскивали жители. В 10 вечера мы приехали на вызов к бабушке в пятиэтажку на улице Аделя Кутуя. Женщине вызвала скорую ее дочь. Пенсионерка на днях простудилась и вдруг перестала отвечать на звонки. Дочь забеспокоилась. Когда мы подъехали, бабушка не открывала дверь. Пока дочь мчалась из ЖК «Салават Купере», мы ждали ее у двери пациентки. К слову, машина наша застряла во дворе этого дома. А перед нами застрял еще один автомобиль. Человек пять, в том числе женщины, его откапывали. Потом они принялись за нашу машину. Пока мы ждали дочь пациентки, смотрели, как бодро эти неравнодушные граждане нам помогают. Нас очень удивило такое доброе отношение. Отнеслись они к нам с пониманием. Эти же люди потом толкали нашу машину. А с бабушкой, кстати, все хорошо. Оказалось, она выпила жаропонижающее и уснула под телевизор. 

В ночное время, конечно, работать тяжелее, особенно зимой. Но в утреннее и дневное время мы сталкиваемся с другой проблемой - пробки на дорогах. Они бывают ежедневно, в основном в будни. Обгонять нам нельзя, ведь машина тяжелая и может перевернуться. Уступают ли участники дорожного движения дорогу скорой? По-разному. Кто-то не только уступает, но и другим сигналит, чтобы нас пропустили. Другие нас не замечают или же делают вид, что не видят. Некоторые автомобилисты не уступают дорогу специально по каким-то своим причинам. В наш последний за эти снежные сутки вызов мы везли беременную в больницу. Было это в районе 7 утра в воскресенье. Обычно в пробки в это время не попадаем. А тут… И сирены включены, и мы сигналим, а автомобилисты нас игнорируют. Водитель напряжен, мы нервничаем. Таким вот сюрпризом закончилось дежурство. Тем не менее беременную женщину мы довезли до больницы, все закончилось благополучно. 

Зимой - только носилки

В холодное время года много пациентов с гриппом и ОРВИ. На перемены в погоде люди, особенно пожилые, тоже реагируют - у кого-то, к примеру, обостряются хронические заболевания, повышается давление. В те сутки мы ездили к пациентам с болью в животе, к сердечникам. Кто-то простудился и плохо себя чувствовал. Обычно от момента вызова до нашего приезда проходит минут 20 - 30, а в этот раз из-за погодных условий добирались до пациентов за 40 - 50 минут. Причем некоторые относятся к этому с пониманием, а кто-то возмущается: «Как это не смогли проехать во двор? Мы же проехали!» Однако легковой автомобиль или внедорожник - это одно, а у скорых небольшой радиус поворота. Мы проехать можем далеко не везде. 

Несколько пациентов пришлось тащить на носилках. Один мужчина в состоянии алкогольного опьянения не дошел до дома метров 300. Скорую вызвали неравнодушные люди. Мужчина лежал в сугробе и не мог самостоятельно встать. Мы отвезли его в больницу. Пациента весом килограммов 90 пришлось в буквальном смысле тащить до машины, которая стояла примерно в 300 метрах от него. Тащили мы его вдвоем с хрупкой девушкой-фельдшером. В 10 вечера на улице ни души. На каталке по снегу везти пациента невозможно, поскольку колесики в снежной каше не едут вообще. Поэтому зимой мы можем использовать только носилки. Но других пациентов, слава богу, нам помогали нести их родственники, соседи или неравнодушные прохожие. Повезло и в том, что в это дежурство не было лиц без определенного места жительства, которые замерзают в снегу, а сердобольные горожане им вызывают скорую. Как правило, идти самостоятельно они не могут, а тащить их на носилках в условиях снежного коллапса невероятно тяжело физически. 

Разных людей мы встретили за это дежурство. Больше, конечно, добрых, готовых помочь, понимающих трудности нашей работы. Случалось, жители дома спокойно ждали, когда мы сможем выполнить вызов и уехать. А ведь мы в это время преграждали им путь. По правилам водитель без нашей команды не вправе переставить машину. Вдруг пациента нужно нести? А времени и сил искать машину, тем более с больным на носилках, у нас попросту нет.

Всегда с собой запасная обувь и несколько пар носков 

Два вызова были из частного сектора. Дороги там почти не чистят. Кто-то, может, для своего авто тропиночку разгребет, но мы в силу габаритов своей машины там не проедем. Скорая помощь - не вездеход или внедорожник. Приходилось оставлять машину и идти в буквальном смысле по сугробам. 

Вылезаешь из машины - и сразу в снег! Тропинок нет, поэтому приходилось их протаптывать самостоятельно. В итоге у нас мокрые ноги. Поэтому мы с собой берем запасную обувь и несколько пар носков. Вот у меня, например, две пары запасной обуви и три пары носков. За одну такую смену ноги промокали несколько раз, поэтому пришлось доставать запасные ботинки и носки. Мы же тоже не хотим болеть, только не всегда это удается. Вроде бы маска, перчатки, антисептические средства, но не всегда это помогает. Как правило, своим домашним мы приносим болезни от наших пациентов. Вот у меня ребенок за полтора года болел ковидом, гриппом и простудой. Это я все ему с работы принес. Что уж говорить, работа медиков на скорой помощи - тяжелая и стрессовая. А еще сложнее приходится нашему водителю. Мы, пока едем, можем дух перевести, водички попить. А водитель всегда сконцентрирован, ему нельзя расслабляться. В метель видимость плохая. Ехать по снежной каше тяжело. Обгонять, даже когда спешим, нельзя - машина может перевернуться. А водитель - сутки без сна.

news_right_column_240_400