С начала этого года муниципальные образования республики, кроме Казани и Набережных Челнов, лишены одной из важнейших функций - выдавать разрешения на строительство объектов и ввод их в эксплуатацию. Депутаты Госсовета РТ своим законодательным актом решили сделать градостроительную политику централизованной и передать эти полномочия в Минстрой РТ - в этом ведомстве был создан специальный отдел. Но без проблем не обошлось.
Как водится, нынешнее положение чиновники называют переходным периодом. Опять-таки по традиции бюрократическая встряска отразилась на населении, прежде всего на застройщиках. Но не только на них.
21 мая все заинтересованные стороны собрались в Общественной палате РТ, чтобы обсудить возникшие проблемы. А модератор встречи, член Общественной палаты РТ, председатель рабочей группы по предпринимательству Фарид Сафин отметил, что вопросов накопилось немало и для их решения требуется откровенный разговор.
Первым выступил начальник отдела взаимодействия с территориальными органами Минстроя РТ Айдар Ахметзянов.
По его словам, обязанности ведомства пополнились на 12 новых услуг и полномочий. Шесть из них считаются госуслугами, соответственно, их можно получить на портале госуслуг или в МФЦ.
Также планировалось создать 67 территориальных органов в муниципалитетах. Для этого требовалось набрать 67 сотрудников. И тут сразу возникли трудности. Казалось бы, чего сложного? Возьми работников органов местного самоуправления, которые ранее курировали эти вопросы, в штат министерства. Но оказалось, что некоторые муниципальные служащие каким-то образом получали больше, чем госслужащие - сотрудники министерства. В каких-то районах не было отдельной ставки. Функции, которые должны были выполнять эти специалисты, ложились дополнительной нагрузкой на сотрудников районных администраций. И главное, у многих занимавшихся в районах выдачей разрешений на строительство опыт работы по данному направлению составлял в среднем... 50 дней. Что, конечно, не вписывается ни в какие кадровые регламенты республиканского министерства.
«Из 67 специалистов, которые должны были перейти в министерство, 22 человек не хватает», - пожаловался на нелегкую судьбу нововведения Ахметзянов.
В итоге решили использовать кустовой метод: в шести опорных районах, где работы больше всего, открыть филиалы министерства, которые будут курировать сразу несколько муниципальных образований. Но это временная мера, сказал Ахметзянов. Он надеется, что к середине июня кадровый голод в министерстве закончится.
А пока с валом обращений надо как-то справляться. «На 20 мая в министерство поступило 8,7 тысячи заявок, что на 30% больше, чем было до передачи полномочий. Из них мы рассмотрели около трех тысяч заявлений. По 43 районам подано 568 заявлений на строительство, из них 502 мы отработали», - отчитался чиновник.
При этом, помимо неукомплектованности штата, есть и еще одна большая проблема - неполный комплект и неправильное оформление подаваемых документов. Возможно, в переходный период чиновники, заваленные работой, могли бы не слишком строго относиться к оформлению бумаг - все-таки строители не курсовые пишут, а серьезным бизнесом занимаются. Но нет, регламент - это святое. Поэтому и процент отказов на выдачу разрешений высок.
Присутствовавший на заседании заместитель председателя Комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Камиль Садриев высказал осторожное предположение, что в районных администрациях могут саботировать процесс передачи полномочий.
Заместитель директора ГБУ «Институт пространственного планирования РТ» (учреждение, подведомственное Минстрою РТ и отвечающее за составление мастер-планов татарстанских агломераций) Алексей Кирпичников поддержал коллегу в том, что работы много. Специалисты их института стараются делать все возможное, чтобы быстрее проводить экспертизу представленных проектов строительства на соответствие градостроительной политике в республике.
Обсудили, кроме прочих вопросов, и мастер-план Казанской агломерации. Так, заместитель генерального директора Ассоциации предприятий и промышленников РТ Тимур Халиков привел пример необходимости его скорейшего утверждения. «В Казани с 2013 года используется концепция по выводу промышленных предприятий за пределы города. Один из критериев - категории выбросов, которые влияют на экологическую среду того или иного района. По каждому заводу были сделаны замеры. Там, где есть превышения, рассчитывалось, сколько стоит вывод объектов. А в текущей ситуации получается, что мы прирастаем этими заводами, в пределах Казани вводятся новые цеха», - рассказал Халиков. То есть получается, что заявленные принципы градостроительной политики - это одно, а суровая реальность - совершенно другое.
Кирпичников сообщил, что мастер-план по Казани и окружающим ее районам почти готов, сейчас проект проходит согласование во всех ведомствах республики. Ожидается, что до конца года его утвердят. Скорее всего, специальным постановлением Кабмина РТ. Правда, уже после заседания Кирпичников признался корреспонденту «КВ», что в Градостроительном кодексе РФ нет такого понятия, как «мастер-план территории». Получается, это не совсем нормативный документ, которому обязательно должны следовать застройщики. К тому же в мастер-плане не расписано назначение каждого гектара, там указаны только общие принципы, по которым должна формироваться будущая застройка города и окрестностей. В общем, ситуация возникает неоднозначная.
Далее собравшиеся представители разных сфер бизнеса стали жаловаться на волокиту. Например, предприниматели, которые помогают оформлять разрешения на строительство, сетовали на то, что не получается выяснить, почему получен отказ. Или на портале госуслуг нет возможности загрузить эскизы проектов, возникают и иные технические трудности. Ахметзянов ответил на это, что они в министерстве знают об этих трудностях. Сами с ними сталкиваются, но... поделать ничего не могут, поскольку портал госуслуг - это федеральная площадка.
Исполнительный директор Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана Гульфира Ризаева выразила недоумение: почему для строительства коровника нужно собирать полный пакет документов? Например, требуется провести инженерные изыскания на местности. Но коровник - это все-таки не завод. Ей ответили, что такова законодательная база. Получается, что не только для строителей, но и для фермеров процесс получения необходимых разрешений непрост.
Первый вице-президент Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ, руководитель Департамента по противодействию коррупции Роберт Закиров был более категоричен в своих оценках работы этой системы. «В административном регламенте мы нашли ту лазейку для чиновников, через которую они могут отфутболивать принимаемые документы. Это чиновничий коррупционный капкан. В чем его суть? Строитель сдал документы, ваш специалист посмотрел, дошел до первого формального нарушения. Дальше он не рассматривает весь пакет документов. Он отфутболил запрос, отписался и на этом успокоился. Документы ушли, время идет», - пояснил Закиров. При этом расходы бизнес несет уже сейчас - на арендную плату, налоги и зарплату. В этом случае в буквальном смысле: время - деньги. В результате предприниматель начинает искать ходы. Закиров предложил обязать чиновников таким образом проверять документы, чтобы после первого возврата у них больше не было права отправлять документы на доработку.
Закиров же посоветовал Минстрою Татарстана организовать в соцсетях и мессенджерах специальные каналы для более оперативного реагирования на все возникающие вопросы. А Институту пространственного планирования РТ - «быть ближе к народу», то есть выбираться из казанских кабинетов и ездить по районам, спрашивая у людей, какие у них есть потребности.
Корреспондент тоже не остался в стороне и после мероприятия предложил Ахметзянову подумать над использованием искусственного интеллекта при выдаче разрешений. Думается, это могло бы разрешить любой кадровый кризис. Ведь речь-то идет о формализованных процедурах с давно прописанными критериями оценки. Во всяком случае, достаточность комплекта поданных документов робот может проверить легко. Однако Ахметзянов с этой идеей категорически не согласился. По его мнению, каждый случай индивидуален. И решение должен принимать специалист в этой сфере. Похоже, не все так стандартизировано в градостроительных нормах.