В нашем раннем детстве не было телевизора. Сегодня даже трудно это представить, а ведь жили и, как говорится, не тужили. Ходили в кинотеатры, там были сеансы мультфильмов, но я тогда почему-то не любила их - не настоящее это. А вот на художественный фильм «Человек-амфибия» ходили с родителями. История потрясающая!
А чем развлекалась тогда ребятня, кроме подвижных игр, бабушкиных сказок и радио с «Пионерской зорькой» по воскресеньям? У нас был фильмоскоп и набор диафильмов к нему. Черный чемоданчик открывался - и вот перед нами прибор: впереди объектив, сзади него место, куда вставляли пленку диафильма, шнур для электрической розетки. Экран - обычная белая простыня, которая прикреплялась к стене или ковру над кроватью.
Поставили фильмоскоп на стол, направили объектив на белый экран-простыню и выбрали диафильм. Вставляешь пленку между двух валиков, медленно крутишь ручку, перемещая кадры, которые проецируются на экране. Когда мы были маленькие, от 5 до 10 лет, эти манипуляции проделывала мама, устраивая для нас с братом кино по вечерам. Пленки с диафильмами хранились в круглых алюминиевых, а позднее пластмассовых баночках. На каждой была наклеена этикетка с названием диафильма.
Диафильмов было много. Я любила про собаку-разведчика. Потушен свет, и на экране история - он в виде текста под картинкой, его мама читала вслух. Это рассказ о том, как раненый разведчик пишет записку, где он находится, прячет в ошейнике своей собаки и приказывает ей бежать к своим. Собака бежит, рискуя попасть к врагам, добегает до своих, которые достают записку и спешат на выручку раненому. Слава богу, все хорошо заканчивается.
Был диафильм по рассказу Константина Станюкевича «Матросик» о том, как мальчик-юнга спас товарищей-матросов. Он не побоялся в бурю по канату, заброшенному в прибрежные камни, перебраться на берег и закрепить его. Так матросы сумели добраться до берега с тонувшего в бурю корабля. Смотрели мы его нечасто: нам было страшно.
По рассказу Леонида Пантелеева «Честное слово» тоже был диафильм. А вот его смотрели часто. Мальчик дал слово не покидать пост, играя с приятелями в войну, он остался в парке на ночь, дожидаясь приказа покинуть свое место службы. А его беспечные приятели давно окончили игру и забыли про товарища, оставив ночью в парке.
Сторож нашел проходившего мимо военного и привел к мальчишке. Юный часовой послушался его как старшего по званию и только тогда покинул свой пост. Сильный фильм!
Бывало, в праздники, на Новый год, в каникулы к нам приходили соседские дети и смотрели вместе с нами наше кино. Телевизор же у нас появился только в 1966 году. Но диафильмы продолжали смотреть скорее по привычке или, развлекая кого-то помладше. Возможно, это была ностальгия по детству.
Пришло время, и фильмоскопу вместе с набором диафильмов отвели дальний угол на верхней полке в кладовке.
Они и сейчас там стоят, пленки не выцвели, можно хоть сейчас их смотреть. Выбросить старого друга не поднимается рука, да и сын, которому тоже удалось приобщиться к такому ретрокино, не хочет расставаться с этим раритетом: он и его друзья также успели побыть зрителями на сеансах нашего фильмоскопа.