Правила таковы, что участники, которые покажут свои знания и навыки вождения, не допустив серьезных нарушений, получат очередной класс квалификации. Испытание стало для водителей своеобразным экзаменом на профессионализм, который необходим в ежедневной работе на линии городского электротранспорта.
Генеральный директор МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов перед началом соревнований поприветствовал судей и участников конкурса, пожелав им успехов.
- Конкурс проводится среди водителей двух троллейбусных депо Казани с целью повышения профессионализма водителей и культуры обслуживания. Желаю участникам достичь поставленных целей, - сказал Асфан Галявов.
В каждом этапе участники состязаний показывали свои профессиональные качества в приемке подвижного состава, устранении технических неисправностей, культуре обслуживания пассажиров, теории устройства троллейбуса, основах безопасности дорожного движения и вождении.
Главный судья соревнований, преподаватель Казанского автотранспортного техникума им. А.П.Обыденнова Фарит Сибгатуллин объяснил суть прохождения каждого этапа:
- В теоретической части конкурса мы проверяем водителя на знание технической комплектации и охраны труда. Отдельным этапом теории являются правила дорожного движения. В чем суть этапа под названием «приемка подвижного состава»? Водитель должен в течение установленного времени принять подвижной состав для выпуска его на линию: экипировать, собрать, указать на имеющиеся неисправности, - рассказал Фарит Сибгатуллин.
По его словам, водитель троллейбуса должен уметь устранять простейшие неисправности. Несмотря на то что подвижной состав сейчас самый современный, иногда все же бывают неполадки, справиться с которыми водителю не составляет большого труда. Именно эти знания проверяются на этапе «устранение неисправности».
Немаловажен и этап «культура обслуживания», на котором водитель показывает свое умение работать с микрофоном. По сути, зачем это нужно, когда есть современный автоинформатор аж на трех языках? Но практика показывает, что водителю нередко приходится пользоваться микрофоном, например, в особой ситуации, когда нужно сказать какие-либо нестандартные фразы. И делать это необходимо грамотно.
Самым важным элементом является, конечно же, вождение. Чем оно интересно? Необычным для этого вида транспорта упражнением - змейкой задним ходом. Оно было введено в конкурсную программу Фаритом Сибгатуллиным еще в 1987 году. Упражнение выполняют все обучающиеся на водителя троллейбуса. В России никто больше так не делает, пояснил главный судья.
И вот начались состязания, все участники активно включились в процесс. Дмитрий Чекуров, который ждал своей очереди на последнем этапе, признался, что, несмотря на трехлетний стаж работы, сдать теорию - задача не из легких.
- Сложно, потому что водитель троллейбуса должен знать множество дополнительных функций. А еще правила периодически дополняются, - объяснил он.
Но не только мужчины покоряют эту ответственную профессию. Марина Решетова, за плечами которой пять лет работы водителем троллейбуса, любимое дело оставлять не собирается, и вот тому доказательство: она с блеском прошла все сложные этапы.
Другой участник Денис Христафоров происходит из настоящей трудовой династии: его бабушка работала водителем троллейбуса, а мама - кондуктором. По итогам конкурса первое место занял Константин Бандеров, второе - Марина Сайфуллина, а третье - у Марины Решетовой.