Статистика шокирует. Лишены почтовых ящиков либо не могут ими воспользоваться ввиду полной непригодности почти 235 тысяч казанцев! Таков печальный рекорд столицы Татарстана. Из 457669 казанских квартир в 78265 почтовые ящики неисправны либо вовсе отсутствуют - такие данные по состоянию на 16 декабря нам предоставили в Казанском межрайонном почтамте. То есть если принимать в расчет среднестатистическую городскую семью из трех человек, около 235 тысяч жителей не имеют возможности получать письма, газеты и, что важнее, официальную корреспонденцию - от счетов-фактур до извещений из различных госорганов. Власть не в состоянии связаться с сотнями тысяч горожан!
Почему «гармошки» для корреспонденции оказались бесхозным имуществом? Ведь хозяин-то есть! Абонентские почтовые шкафы (так именуются почтовые секции в подъездах) являются частью общего имущества многоквартирного дома, а значит, владельцев его квартир. Давайте проследим всю цепочку из жизни нашего шкафа.
Цепочка
Вот строители дом возвели. Они обязаны сдать его в эксплуатацию оборудованным такими шкафами. Федеральный закон «О почтовой связи» гласит: «Абонентские почтовые шкафы устанавливаются строительными организациями на первых этажах многоэтажных жилых домов. Расходы на приобретение и установку абонентских почтовых шкафов включаются в смету их строительства».
Приобрели, установили. Что потом? Кто должен следить за исправностью этого общего имущества? Или дальше по традиции: раз общее - значит, ничье?
Нет, закон прописывает также и дальнейшую судьбу «домика» для писем и газет. «Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность домов, надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов». То есть ЖЭО, а в нынешнем виде это управляющие компании, обязаны поддерживать в исправном состоянии наши почтовые ящики-шкафы. Для чего использовать деньги из средств, собранных на содержание жилого фонда.
Авторы упомянутого закона подумали и о контроле за исполнением обязанностей со стороны жилищников. Читаем статью 8 этого ФЗ №176: «Органы местного самоуправления контролируют обеспечение организациями, эксплуатирующими жилые дома, сохранности и поддержания в исправном состоянии абонентских почтовых шкафов и почтовых ящиков». Напомним: органом местного самоуправления в Казани является исполком города.
Тупик
Итак, на первый взгляд все ясно. Управляющая компания, которой мы доверили обслуживание нашего дома, должна и ящики содержать в порядке. Контролировать исполнение работ - функция исполкома Казани. На деле все не так. Оторванные дверцы, сожженные емкости - эти приметы вандализма в подъездах стали привычной картиной. На жалобы и заявки жильцов коммунальщики отвечают, что денег, собранных с населения, даже на ремонт крыш едва хватает, какие уж тут ящики!
Зато предлагают включить в счета-фактуры дополнительный пункт - на содержание подъездных «гармошек». При этом ссылаясь все на тот же ФЗ №176. Процитируем его еще раз: «Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов осуществляются за счет средств собственников жилых домов». А так как сейчас в Казани около 80% квартир приватизировано, выходит, что новоиспеченные собственники и должны либо сами позаботиться о своих ящичках, либо поручить это управляющей компании, но с последующей оплатой ее услуг.
Понятно, что вряд ли горожане согласятся с появлением дополнительной графы в квитанции о квартплате в обмен на исправный почтовый ящик. Традиция подписки на периодику отмирает, а куда бросить листовку накануне очередных выборов - пусть об этом думают власти.
Кто виноват, что почтовые «гармошки» столицы превратились в груду бесхозного металлолома на стенах подъездов? По мнению чиновников мэрии Казани, сами хозяева. То есть жители городских многоэтажек. Руководство города вовсе не шокируют результаты статистики - реально утраченный социальный канал обратной связи власть-горожане.
Пример
А вот власти в соседней Уфе думают иначе. Там позаботились о том, чтобы люди по-прежнему могли выписывать любимые издания и быть в курсе всех новостей из жизни города. Уфимцы могут быть спокойны и за сохранность личной переписки. Причем за казенный счет.
В 2003 году администрация столицы Башкортостана объявила войну почтовому вандализму. Здесь начали заменять обычные почтовые ящики на специальные антивандальные. Обратите внимание - бесплатно! Расходы по установке почтовых ящиков нового поколения финансируются из бюджета столицы республики. После обследования жилого фонда Уфы появился план - в течение нескольких лет заменить горожанам 300 тысяч ящиков! Об этом рассказал по телефону нашему корреспонденту заместитель генерального директора МУП УЖХ г. Уфы Альфред Зинатуллин. Принятая «почтовая программа» работает без сбоев. Например, в прошлом году в Уфе в многоэтажках после капремонта установили 13 тысяч почтовых ящиков. При средней стоимости ящика в 250 рублей это обошлось городской казне в 3 млн 250 тыс. рублей.
Вопрос
Согласно данным Казанского межрайонного почтамта в столице Татарстана неисправны или отсутствуют 78265 почтовых ящиков. Стоимость абонентских ящиков - от 800 рублей за двухсекционный до 2635 рублей за шестисекционный. Цена вопроса - от 31 до 35 млн рублей - и весь город будет получать корреспонденцию с доставкой на дом. Интересно, а для нашей городской власти что важнее интереса более миллиона казанцев?..
Вывод
Вопрос замены почтовых ящиков и оплаты расходов на это мероприятие решается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация после принятия такого решения должна решить вопросы приобретения и установки новых почтовых ящиков.
КСТАТИ. Согласно пункту 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ «Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме».
Комментарии
Заместитель генерального директора МУП УЖХ г. Уфы Альфред Зинатуллин:
- Уфа в свое время пережила кризис, связанный с плохим состоянием почтовых ящиков. Многие отказывались подписываться на газеты и журналы по причине неуверенности в их сохранности. Целевая программа по замене и ремонту почтовых ящиков в многоквартирных жилых домах, финансировавшаяся в первые годы из городского бюджета, продолжается за счет средств содержания жилых домов.
В ежегодных постановлениях главы администрации Уфы об организации подписки на городские печатные издания, неизменно присутствует пункт, обязывающий жилищные организации для обеспечения получения газет и корреспонденции жителями провести ревизию почтовых ящиков в многоквартирных домах.
В 2010 году в Уфе силами жилищников отремонтированы более 13 тыс. и установлено более 14 тыс. новых почтовых ящиков во всех семи районах города.
Пресс-служба ФГУП «Почта России» для газеты «Казанские ведомости»:
- По закону «О почтовой связи» абонентские почтовые ящики (или шкафы), расположенные в жилых домах, находятся на балансе жилищно-коммунальных хозяйств. Компании ЖКХ отвечают за содержание и ремонт имеющихся почтовых ящиков, а также за установку новых. Однако во многих случаях абонентские почтовые ящики находятся в неудовлетворительном состоянии, что негативным образом влияет на сохранность письменной корреспонденции и периодических печатных изданий.
ФГУП «Почта России» готово взять на себя ответственность за содержание абонентских почтовых шкафов. Но чтобы передать их на баланс этого федерального государственного унитарного предприятия, необходимо внести изменения в действующее законодательство, в частности в Федеральный закон «О почтовой связи». ФГУП «Почта России» готово нести ответственность за почтовые ящики в подъездах многоквартирных домов, содержать их в надлежащем состоянии, ремонтировать, а также производить замену устаревших на новые, в том числе современные антивандальные. В настоящее время вопрос передачи почтовых ящиков в ведение ФГУП «Почта России» находится на стадии обсуждения.