Куй железо, пока горячо: зачем казанцы приходят к кузнецу

Говорят, каждый сам кузнец своего счастья. А вот корреспондентам «КВ» довелось побывать в кузнице, увидеть, как работают казанские кузнецы, и узнать некоторые секреты этого редкого сегодня ремесла.

news_top_970_100

Нашим гидом в мир металла и огня стал мастер ручной горячей ковки Виктор Карпеев, больше известный под былинным именем Добрыня. Мастер спорта по пауэрлифтингу, фитнес-тренер, байкер, организатор силовых и байкерских шоу вот уже почти 10 лет занимается художественной ковкой.

Главное правило: ничего не трогать руками!

В кузнице, расположенной в Авиастроительном районе Казани, все просто и ничего лишнего: кузнечный горн, газовая плавильная печь, наковальни, щипцы, набор молотов и молотков различного калибра. Кстати, самые легкие молотки весят от 2 килограммов, а вес кувалды может достигать 16 килограммов.

- Когда впервые попал в кузницу известного мастера художественной ковки Алмаза Казакова, понял: это мое! Горячий металл завораживает, это так красиво! Металл, огонь – живые мощные стихии, и когда они объединяются, происходит настоящее чудо. Под действием огня твердый металл становится мягким, податливым, и ты можешь вылепить из него все что угодно, – рассказывает Виктор, разжигая огонь в печи.

- В XXI веке кузнецы большая редкость. Насколько их труд востребован?

- Раньше без кузнеца никто не обходился. Надо пахать – за плугом идут к кузнецу. Лошадь подковать, что-то починить – тоже к нему. Собираются на войну – для изготовления оружия опять нужен кузнец. Поэтому он был человеком необходимым, уважаемым и никогда не оставался без работы.

Сейчас ситуация другая – современные технологии позволяют все делать проще, быстрее, дешевле. А ручная ковка – работа сложная, трудоемкая, физически тяжелая. Тех, кто готов платить за нее адекватную цену, мало. Сегодня кузнечным ремеслом заработать невозможно: это не бизнес, а больше искусство, занятие для души.

Заказы, конечно, есть. И чаще всего заказывают вот такой нож – куябрик. Это название происходит от глагола куй, то есть «иди, работай». Мы даже в шутку называем себя куябрикокуями. Другой очень популярный сувенир – колокольчик с Зилантом. Я сейчас покажу, как делается куябрик. Но сначала инструктаж по технике безопасности в кузнице.

 

Фото: © Фарит Муратов 

-- Правило первое и самое главное: ничего не трогать руками! До тех пор, пока я не скажу, что можно. Раскаленный металл только поначалу красного цвета, он довольно быстро темнеет, но температура его 700 – 800 градусов. Так что если прикоснешься, можно просто припаяться к нему. Поэтому надо быть предельно осторожным и внимательным.

Второе правило: стучать молотком нужно аккуратно, иначе могут отскочить осколки, можно забрызгаться, обжечься. Будет неприятно. Работать лучше в перчатках. У меня одна перчатка на левой руке, а правая – без перчатки, потому что мне так удобнее держать молоток, контролировать направление и силу удара.

Куем куябрик!

Виктор выложил на столик несколько предметов, по ним можно наглядно проследить все этапы создания ножа – от прута-заготовки до готового изделия. Как раз за это время печь набрала жар. Итак, куем куябрик!

Первый шаг – заготовка отправляется в огонь. Ждем, когда железо разогреется до нужной кондиции. Его готовность опытный кузнец определяет по цвету. Если заготовка стала яркой, красной, как будто светящейся изнутри, значит, пора вынимать ее щипцами из огня и аккуратно перенести на наковальню. А дальше куй железо, пока горячо!

 

Фото: © Фарит Муратов

- Ну, погнали! Постучим! – и Виктор делает несколько четких красивых ударов и отправляет подостывшую заготовку в печь для того, чтобы она еще раз разогрелась. – Обычно работаю сразу с несколькими заготовками – пока одна разогревается в печи, другая на наковальне. Так быстрее получается.

Кажется, что все просто: бей и все! Но это не так. Чтобы помахать таким молотком, нужна не только сила, но и умение. «Мять» металл надо правильно.

…Ждем несколько минут – и снова наковальня… И так несколько раз. С каждым разом заготовка все больше становится похожа на нож. На ковку одного куябрика уходит часа полтора. И это только первый этап работы. Впереди закалка, чистовая отделка, заточка…

Принцип бутерброда

- В закалке тоже есть свои тонкости?

- Конечно. Закалка – это изменение во внутренней структуре металла. Я специально экспериментировал с разным металлом. Это очень интересно. Например, высокоуглеродистый металл при закалке становится хрупким. Его можно закалить до такой степени, что он начнет крошиться даже при легком прикосновении. А низкоуглеродистый при закалке становится мягким, пластичным. Это школьный курс по химии и физике.

Только зная особенности влияния высокой и низкой температуры на структуру металла, можно сделать нож крепким и в то же время пластичным. Например, знаменитая дамасская сталь сочетает в себе эти противоположные свойства. Это достигается особой технологией обработки железа. Сначала на слой низкоуглеродистого металла кладут слой высокоуглеродистого и отправляют этот «бутерброд» в печь, потом куют, и слои спаиваются. Процедуру повторяют еще несколько раз, как при раскатке слоеного теста. В результате изделия из дамасской стали получаются с такими красивыми разводами, похожими на интересные рисунки. И ко всему прочему они крепкие, пластичные и долго остаются острыми.

 

Фото: © Фарит Муратов

Девушки тоже могут «мять» железо

В кузнице часто бывают гости. Для тех, кто хочет попробовать что-нибудь выковать собственными руками, организуют мастер-классы.

- Приходят из любопытства. И молодежь, и пенсионеры. Интерес у людей есть. Многим просто любопытно постучать, «помять» железо. Металл – мощная, очень прочная стихия, и здесь человек может ощутить свою силу и власть над огнем и металлом. И это круто! – рассказывает мастер художественной ковки, реставратор Ян Тинчурин. – Работа с горячим металлом – это все-таки не совсем безопасное занятие, поэтому мастер-классы у нас индивидуальные. Так ученик получает максимальное внимание и поддержку.

Мы сразу предупреждаем: к нам приходят не для того, чтобы сделать подкову за полчаса и уйти. Надо настраиваться на серьезную работу с 9 утра до 6 вечера.

- Интересно, а женщины на ваших мастер-классах бывают?

- Бывают! Самой юной моей ученице было 14 лет. Когда она здесь появилась, я просто поразился: такая маленькая, худенькая… И самое удивительное – у нее получилось, она справилась! Бывают у нас пары – за время мастер-класса они выковывают друг для друга симпатичные сувениры.

 

Фото: © Фарит Муратов 

Ян и Виктор познакомили нас с коллекцией образцов холодного оружия, представленной в кузнице. Коллекция небольшая, но интересная. Здесь и работы, выполненные мастерами, и отреставрированные старинные топорики, металлические изделия, найденные при раскопках, ворота, решетки… Их реставрацией занимается Ян.

- Я закончил истфак КФУ, но по специальности не работал. В 2010 году абсолютно спонтанно и неожиданно для себя увлекся ковкой. В Казани курсов кузнечного мастерства не было. Нашел подобные курсы в Кирове. Приходилось брать отгулы на работе и ездить туда на мастер-классы. Позже нашел кузницу в Казани, ходил в нее по выходным дням и праздникам. В 2016 году вступил в Палату ремесел РТ. В том же году получил грант по программе поддержки малого и среднего бизнеса в сфере художественных промыслов. Большая часть оборудования кузницы закуплена на средства этого гранта.

Мне нравится возиться со старым железом. Мы проводим занятия в «Школе волонтеров наследия», принимали участие в реставрации старинных зданий в рамках программы «Том Сойер Фест». Реставрация – сложное дело, это целая наука, – резюмирует реставратор.

 

Фото: © Фарим Муратов 

 

news_right_column_240_400
news_bot_970_100