Процессом адаптации новых сотрудников, как правило, занимаются менеджеры по персоналу, хотя в успешной адаптации заинтересован и сам сотрудник, и его коллеги, и компания в целом. Новичок всегда мотивирован на работу, и главное для компании – сохранить в нем этот энтузиазм как можно дольше. Но что, если коллектив не готов обеспечить радушный прием, проконсультировать по рабочим вопросам, познакомить с внутренними правилами и традициями? Что, если зарплата не соответствует первоначальным ожиданиям? Что, если видение руководства относительно развития компании не совпадает с мнением того, кто это видение должен воплощать в реальные цифры и показатели?
16% опрошенных респондентов из Татарстана признали, что в их компании большая текучесть кадров: сотрудники таких компаний покидают ее, не проработав и года. Тем не менее, более половины участников опроса заявили, что ситуация с кадрами вполне нормальная: кто-то работает долго, а кто-то спустя несколько месяцев уходит в другую компанию.
Половина респондентов из тех, которые отметили, что в их компании сотрудники не задерживаются больше года, основной причиной текучести видят невысокую зарплату. Еще 39% работников татарстанских компаний считают, что в этом виновато руководство. Неправильно выбранная стратегия, непродуманные шаги, неуважительное отношение к подчиненным и прочие проблемы ведут к тому, что сотрудники увольняются, не проработав и года. Примечательно, что в целом по России картина несколько иная: 49% респондентов из всех регионов сошлись во мнении, что высокая текучесть кадров связана с руководством и лишь 36% считают, что все дело в недостойной оплате труда.
Треть участников опроса из республики отметили, что они работают в недружном коллективе, в то время как большинству все же повезло с коллегами. И даже не смотря на доброжелательность и дружелюбие, в каждой пятой компании Татарстана предусмотрены испытания для новичков. Чаще всего это, конечно, испытательный срок или стажировка, но иногда сотрудники сами испытывают новеньких на прочность. Одни «бросают» новичка в трудной ситуации и делают вид, что не замечают его, другие ставят под сомнение его компетентность, поручая сложные задания, а третьи просто сваливают на новых сотрудников всю рутинную неинтересную работу.
38% опрошенных татарстанцев ограничиваются лишь знакомством с новичком. А вот подружиться с новым членом команды стараются 54% участников опроса. Узнать о человеке побольше можно разными способами. 67% респондентов проявляют инициативу и сами рассказывают новичку о принципах работы компании, о коллективе, делятся последними новостями. Еще 16% берут новичка с собой на обед, а четверть респондентов даже помогают с работой!
Чаще всего в компаниях Татарстана не принято проставляться, - только если этого захочет сам сотрудник. Однако почти 20% респондентов отметили, что в их компании новички «накрывают стол» для коллектива, в основном, по случаю первой зарплаты или благополучному завершению испытательного срока.
По словам большинства опрошенных, в их компании нет курсов адаптации для новых сотрудников. Лишь 14% респондентов отметили, что такие курсы их работодателем предусмотрены. Тем не менее, смена работы, вхождение в новый коллектив могут быть сопряжены с рядом трудностей, с которыми и должны помогать справиться адаптационные программы. Они позволяют ознакомить нового сотрудника с тонкостями работы, спецификой взаимодействия, структурой коммуникаций в коллективе и многому другому, что, несомненно, поможет новому сотруднику быстрее включиться в общее дело.