Легко ли студентам учиться дистанционно?

Студенты КФУ, как и всех вузов Татарстана и России, целиком и полностью (это без малого 40 тысяч учащихся) перешли на дистанционное обучение. Как все это выглядит, рассказываю на личном опыте.

news_top_970_100
Автор фото: president.tatar.ru

Вечером 18 марта староста сообщил приятную, как нам показалось, новость: со следующего дня переходим на дистанционное обучение. В учебные корпуса пускать студентов не будут, университет закрывается на карантин. Ура! Свобода! Можно паковать чемоданы и разъезжаться по домам! Радостные и счастливые, многие именно так и сделали. В общежитиях стало ощутимо просторнее. Однако сам учебный процесс никто не отменял. Изменился формат обучения - оно перешло в онлайн-режим. Все ли оказались готовы к такому?

Первый день дистанционного обучения. Идти никуда не надо, просыпаешься за 5 минут до начала занятий и, сонный, достаешь телефон, открываешь приложение - и все, к учебе готов. Минусы проявляются практически мгновенно. До сих пор мало кому доводилось работать с предложенным приложением, потому много времени уходит на разбор ситуации. Причем с обеих сторон. Итог: в первый день половина занятий просто пролетает.

Во второй и последующие дни уже проще. Современная реальность такова, что приспосабливаться ко всему приходится очень быстро. И даже те из преподавателей, кто всегда был против телефонов на занятиях, оценивают преимущества удаленного обучения. Но техника, увы, несовершенна. Интернет периодически подводит как преподавателей, так и студентов: где-то тормозит, бывает, и вовсе отключается. Но если отбросить некоторые технические неполадки, преимущества, конечно, очевидны: можно и поспать побольше, а слушать лекции совсем не обязательно дома. Можно даже во время утренней пробежки, например. Такая свобода иногда доводит до смешного. Например, некоторые студентки умудряются и краситься в онлайн. «Ау, девочка! Тебя видно. Камеру отключи! На тебя преподаватель вместе с 20 сокурсниками смотрят», - подсказывают таким. В общем, всякое бывает.

Домашнего задания по некоторым предметам становится только больше. Да и сроки сдачи теперь жестче - еще один минус. Зато соблазнов-то дома сколько! Тут и телевизор, и книжки, и ой как много другого! Все, чтобы не учиться. Но нет, учиться надо. В такой ситуации спрашивают в два раза больше. Когда все это закончится? Пока карантин у нас до 6 апреля, а дальше видно будет. Что думают по поводу «дистанционки» наши студенты и преподаватели?

Студент-программист, второкурсник Ремир Зиятдинов: 

- Мое отношение к удаленному обучению двоякое. С одной стороны, выглядит круто. Казалось бы, почему не оставить эту форму навсегда? Не получается по ряду причин. Во-первых, нельзя исключить технический фактор. В худшем случае интернет временно перестанет работать или провайдер устроит профилактические работы. В лучшем - преподавателя вдруг станет плохо слышно. Во-вторых, высока вероятность отвлечься от занятия, зайти на развлекательные сайты и так далее. В-третьих, общения с друзьями не хватает. Зато есть возможность работать с новыми приложениями. Это всегда интересно. Поэтому я бы хотел, чтобы некоторые пары, например, лекционные, перешли в удаленный формат.

Студентка-социолог Айгуль Абдрахманова: 

- Я сторонник очного обучения. Его преимущества очевидны - прямой контакт, живое общение с преподавателем обеспечивают эффективное усвоение материала. На мой взгляд, с переходом на дистанционное обучение пострадало качество образования. Преподаватели не сразу смогли настроить платформу для занятий в онлайн-режиме. Несомненно, это повлекло отставание от учебного плана по дисциплине. Кроме того, стало причиной двойной нагрузки для студентов. 

Во время трансляции нередко бывают сбои программы, технические неполадки, на их восстановление уходит время. Что же касается положительных сторон, то плюс здесь только один - домашняя обстановка. Мое мнение: ничто не заменит классического обучения, проведения пар в обычном режиме - в аудиториях. Скорее хочется к ним вернуться. 

Доцент кафедры национальных и глобальных медиа Высшей школы журналистики КФУ Роман Баканов: 

- Дистанционное обучение показало нам новшество и преимущество тех программ, посредством которых оно осуществляется. Эти программы, конечно, были и ранее, но мы только сейчас обратили на них пристальное внимание. Кроме того, на мой взгляд, дистанционное обучение дисциплинирует как самих преподавателей, так и студентов. Каждый со своей стороны должен сделать очень многое: подготовить новый формат занятий, добавить студентов в учебные онлайн-классы и так далее. Ужесточилась и взаимная ответственность за проведение, посещение и интерактивное наполнение каждого занятия. 

Сейчас, в период дистанционного обучения, проявились положительные моменты и недочеты. Из минусов: у тех преподавателей, которые привыкли работать с живой аудиторией, возникает чувство, будто они говорят в пустоту. Но для тех, кто готовит будущих журналистов, думаю, подобных проблем не существует. Многие имеют опыт работы с микрофоном, в том числе и на радио. А это многомиллионная аудитория, которую вживую не увидишь. Более того, при дистанционном обучении дается большее количество домашних заданий и заданий для самоподготовки. Это еще один аспект, увеличивающий ответственность. 

У студента в интернете больше соблазна отвлечься от занятия и не слушать преподавателя. Поэтому он должен больше думать о том, как привлечь внимание студента. А студент в свою очередь должен осознавать, что все сказанное ему пригодится еще не раз. Лично я стараюсь уделять больше внимания интерактиву: больше беседовать, рассказывать истории из собственного профессионального опыта, спрашивать, как бы студент поступил в той или иной ситуации.

Вывод: дистанционное обучение - возможность «прокачать» свои профессиональные и технико-технологические навыки. Это очень интересный опыт как для преподавателей, так и для студентов. Но в то же время и большая ответственность.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100