В Казани прошел круглый стол, на котором обсудили внедренную в 2019 году «мусорную» реформы. Спустя время очевидно, что ее нужно дорабатывать. Люди по-прежнему ленятся сортировать мусор, потому что это кажется сложным, потому что нет мотивации. Расскажите о своем опыте сортировки отходов?
Когда я начала сортировать отходы, то столкнулась с такой проблемой, что не весь пластик можно переработать. Есть пластик неликвидный, который не покупается и не продается, он никому не нужен. Такая наша деятельность вылилась в памятку, в которой говорится, как подготовить вторсырье к переработке. Здесь не только ликвидное, но и неликвидное сырье, которое трудно реализовать и переработать. Мы своими силами находим частных переработчиков, отправляем им. Но нужно сначала пластик подготовить.
Например, пэт-бутылка. Бывает разных цветов — прозрачный, зеленый, коричневый. Бутылки от масла или от молочки — их тяжело переработать. Цвет пластика оказывает влияние тоже. Тяжело переработать пластиковую упаковку от косметических средств, блистеры от таблеток, бутылки кислотных ярких цветов. Это возможно переработать, но переработчикам придется перестраивать оборудование. Есть еще многослойный материал, когда используется и фольга, и пластик. Их тоже очень тяжело переработать.
Хорошо покупают и продают для переработки пластиковую мягкую упаковку от мебели, но чаще мы встречаемся с упаковкой от продуктов питания. Она не перерабатывается, мы ее отправляем на производство полимер-песчаной плитки. Если пластик можно переработать 7-8 раз, а то, что остается потом, уже просто выбрасывается, то этот мягкий пластик сразу идет в плитку.
Сортировать пластик нужно по маркировке, указанной на упаковке от продуктов, косметики и т.п. Почему нельзя просто выбрасывать все в один бак и везти на переработку?
Маркировок пластика очень много, все они должны сортироваться и перерабатываться отдельно из-за разности температуры плавления, толщины, примесей, которые мешают однородной переработки. Еще мешает переработке пищевое соединение, то есть пластик должен быть вымыт, должен где-то храниться. Все это увеличивает затраты на сортировку. Производителям проще изготавливать продукцию из первичного сырья, чем из вторичного. Сортировка тоже трудоемкий процесс: сначала сортируем дома, потом сортируют в пунктах приема, потом уже сами переработчики тоже сортируют. Невозможно идеально подготовить сырье. Логистика тоже увеличивает трудоемкость, потому что пластик надо прессовать, чтобы уменьшить углеродный след после перевозки.
Пластик уже прочно вошел в нашу жизнь. Если вас спросят, что же в нем плохого, что вы скажете?
Есть такая высокопарная фраза, что пластик — это очень удобно, так, как правило, заявляет производитель. Я все понимаю: пластик прочно вошел в нашу жизнь и где-то его не избежать – например, в медицине. Но по крайней мере его можно избежать в быту. Я предлагаю задуматься о том, какую нам цену приходится платить. Есть исследования, что микропластик уже попадает в пищу животных, а может быть, уже и в нашу. Поэтому даже если мы будем все сортировать и перерабатывать, то это не поможет избежать микропластика.
Но большая часть всех отходов приходится на пищевые…
Да, действительно, пищевые отходы занимают 30-50% от всего мусора. Чем полезна сортировка пищевых отходов? Во-первых, это сокращение ТБО на те самые 30-50%, это, конечно, произойдет не за один день. Раз снижается перевозка ТБО, снижается углеродный след, логистика, можно эти отходы не перерабатывать. Я неоднократно была на станции сортировки, видела, какой это труд --перебирать вручную наш мусор. Если бы отходы сортировались на мокрые пищевые и сухие отходы, то было бы проще их перебирать.
Если не выбрасывать пищевые отходы, то что же с ними делать?
Пищевые отходы — это полезные вещества для почвы, можно возвращать их в землю, получится полный цикл. Перерабатывать пищевые отходы можно дома, точнее не вывозить на свалку. Можно отвезти пищевые отходы на дачу, превратить их в компост, отдавать знакомым на дачу. Так почти половину отходов можно переработать дома, не выбрасывая их. Если пищевые отходы не попадают на ТБО, то они сохраняют вторсырье от загрязнения. Если говорить про свалки, то из-за того, что там нет притока воздуха, пищевые отходы не могут гнить, они превращаются в опасный свалочный газ. Из-за этого горят свалки.
«Мусорная реформа», которая сейчас запущена в стране, со временем нуждается в корректировке. Что лично вы можете предложить?
Люди никогда не будут идеально сортировать пластик, но надо с чего-то начинать – дорогу осилит идущий. Во-вторых, нужно совершенствование законодательства в сфере обращения с пищевыми отходами. Здесь есть трудности. В-третьих, нужно создание спроса на компост для городских нужд. Нужна господдержка в этом плане.
Казанские волонтеры уже создали свой проект по популяризации компостирования — они сделали в парке им. Урицкого общегородской компостник, куда можно привезти свои отходы. Открываешь его, засыпаешь, присыпаешь немного землей. Это тоже решение для тех, у кого нет дачи. Я еще знаю, что в советское время собирали органику для различных сельхозпредприятий, мне кажется, это доступно и сейчас. Есть еще диспоузеры для переработки, которые устанавливаются в канализацию, но тоже должна быть система, у нас нет таких мощностей.
Лучшие отходы — это те, которые не образуются. Это не моя мысль, но я полностью с ней согласна. Нам нужно создавать эко-привычки, менять мнения людей, выбирать продукты в более экологичной упаковке, заменять одноразовое многоразовым, производителям нужно создавать однородный пластик, чтобы не было столько маркировок. Это облегчит сортировку. Нужно популяризировать компостирование.
Нужно вернуть доверие людей к сортировке мусора, потому что, когда люди видят, как все увозится в одной машине, доверие исчезает. Людям нужно донести, что сортировка все равно важна и нужна, даже если мусор увозят в одной машине. Нужно стимулировать людей штрафами, комиссией и т.п. Мало контейнеров, куда можно сдать лампочки и батарейки, чаще всего это частные инициативы. Люди не знают, куда сдавать опасные градусники, шины, отработанное масло, много одежды выбрасывается. Еще проблемно со строительными отходами и мебелью.