Лыковы из Савинки топят заборами и ждут инвесторов

В начале 80-х годов прошлого века все российские СМИ рассказывали о семье староверов Лыковых, несколько десятилетий добровольно выживавших в глухой тайге без благ цивилизации. Не в далекой тайге, а почти в центре Казани наши корреспонденты встретились на днях не с одной такой семьей, а с жителями 30 частных домов.

news_top_970_100

Первое упоминание летописцев о Козьей слободе появилось в 16-м веке. Именно тогда на правом берегу Казанки за заливными государевыми лугами обосновалась небольшая деревенька. Позже слобода вошла в поселок Савинка (сейчас Савиновский). К началу 20-го века в ней были три большие улицы и несколько переулков и тупичков, сплошь застроенных деревянными одноэтажными домами. В этом самом месте и живут горемычные герои нашего рассказа.

Проблема

На затерявшиеся среди заброшенных садов и болот деревянные дома каменные джунгли наступают с трех сторон. Четвертая – широкая уличная магистраль Чистопольская. Стоит только сойти с тротуара на узенькую тропинку, петляющую между снежных сугробов, как попадаешь в деревенскую глухомань начала прошлого века. Две улочки со старинными названиями - Нижняя Торфяная и Кемеровская. Темные от времени деревянные избы с проложенной между бревен паклей (чтобы тепло было). Покосившиеся калитки, ворота и крылечки. Окна некоторых домов забиты - верный знак того, что хозяева бросили жилье. Но нет-нет да и залает собака за забором, предупреждая, мол, живы мы еще, ходи осторожнее, чужой человек.

Диля апа Шафикова впервые появилась на улице Нижней Торфяной в 1963 году. Пришла снохой в семью мужа, где кроме него было еще 8 братьев и сестер. Чтобы всем хватило места, свекор 1913 года рождения возвел пристрой, куда затем и переехали молодожены. Друг за дружкой у них родились сыновья, выросли в этом доме, отслужили в армии и вернулись в поселок.

- Родители мужа жили в поселке с 1953 года, - вспоминает Диля апа. – В то время здесь за издательством были теплицы от 16-го завода. Место хорошее, строиться разрешали. Правда, никаких документов, кроме договора о долгосрочной аренде, не было да и сейчас нет. Из удобств лишь свет да вода в колонке на соседней улице. Но тогда хоть участки были сухими. А мы ждали, что вот-вот нас расселят. Ведь власти это уверенно обещали.

Но годы шли. В доме на Нижней Торфяной появилась еще одна семья – в 1986 году женился старший сын. Сноху Ирину прописать не разрешили, заявив, что поселок идет под снос. Как и Дилю апу в 63-м. Для трех семей бревенчатая избушка стала тесной. Хотелось расшириться, но районные власти строго пресекали все попытки строительства. И не только у наших героев, но и у всех жителей Савинки дряхлели дома, надворные постройки. Ладно бы только жилье! Поселок вдруг начал заболачиваться из-за многоэтажек, которые обступили поселок. Под тяжестью новостроек на поверхность вышли грунтовые воды. Они привели в негодность огородики, затопили погреба так, что местами вода стала подступать к полу. Дома отсырели, стали холодными – летом без шерстяных носков по полу не пройдешь. Тучи комарья!

- Три года назад мы с мужем и двумя дочками переехали отсюда на съемную квартиру, - вступает в разговор сноха Ирина. – Сил не было уже терпеть. В доме осталась только старенькая свекровь. Бросить дом боится. Бомжи могут заселиться и поджечь.

Диля апа подкидывает дрова в печку. Огонь охотно сжирает остатки забора от палисадника.

- Это из дома нашей родственницы, - объясняет женщина. – Он стоит заброшенным, хозяйка умерла. Вот мы и приспособились - разбираем дом по частям на дрова. На зиму нужно несколько грузовиков дров. Никаких денег не напасешься! Я и так экономлю. Топлю только кухню, в которой обитаю. В двух комнатах минусовая температура. Все цветы замерзли. Да и в кухне не слишком-то тепло. Хожу в валенках. Вода, если стоит на полу, превращается в лед. Печка ведь у нас плохая. У прежней, когда стали по соседству забивать сваи под высотный дом, кирпичи повылетали. На скорую руку отремонтировали. Так она толком и не греет. Два раза в день топим, но все равно очень холодно.

Минут через 15 нашего невеселого разговора чувствую, что начинает раскалываться голова.

- Это с непривычки! - поясняет Диля апа. - Угорела ты. Я на одном цитрамоне сижу. А то бы не выдержала эту боль.

Лет пять назад, когда в округе началось активное строительство, савиновцы обрадовались. Вот-вот их переселят! У земли поселка появился хозяин - фирма «Альтаир», которая выкупила участок. Но обещания продолжались: вот-вот, совсем скоро, только найдется инвестор... Кончилось все тем, что «Альтаир» отказался от земли. Были вроде и другие фирмы, среди них даже торговые сети. Но как только инвесторы узнавали, что нужно людей расселять, сразу отказывались.

- Мы не требуем от властей новых квартир! - с отчаянием говорят обе женщины. - Дайте только нам зарегистрировать и приватизировать наши участки, чтобы можно было построить или отремонтировать дома! Но нам ведь и в этом отказывают и других предложений не делают.

Решение

- Мы знаем и контролируем ситуацию в Савиновском, - комментирует глава администрации Ново-Савиновского района Тимур Алибаев. - В свое время, когда район развивался, этот участок нужно было полностью отдать одному застройщику. Но раздали нескольким. В итоге застройщики заняли все пустующие места. А участок, который планировался под строительство школы и детсада, остался. Там сейчас люди и живут. Их отселение – задача муниципалитета. Сегодня городом проведена большая работа. К примеру, земли одного застройщика передаем внебюджетному жилищному фонду. В связи с этим решится очень серьезная проблема нашего района. В этом году на данном участке начнется строительство соципотечного жилья: комплекс на четыре дома – 713 квартир. Часть проблем снимется. Сейчас пытаемся решить проблему со строительством школы. Тогда решится судьба и остальных частных домов.

КСТАТИ. Сейчас людей обвиняют в том, что постройки самовольные, а документы на них неоформленные. Ни о каком сносе якобы речь не идет. Но почему же тогда жителям не разрешают строиться?

news_right_column_240_400