Малыш, почему молчишь? 6 основных правил логопеда

Многие родители обращаются в редакцию с вопросом: когда бить тревогу, если малыш долго не говорит? О проблемах задержки речевого развития «КВ» беседуют с казанским логопедом Екатериной Цивильской.

news_top_970_100
Автор фото: http://liveinternet.ru

- Все очень индивидуально. Но при любых отклонениях в развитии речи следует обратиться к логопеду. Голосовые реакции у ребенка - крик и плач - появляются с момента рождения. К трем месяцам малыш гулит. В пять кроха учится распознавать звуки: вот проехала машина, зашуршали листочки... В 6 - 7 месяцев ребенок готов к совместным играм. Гуление переходит в лепет. Ребенок произносит слоги: «ба», «ма». В 8 - 9 месяцев наблюдается переход от лепета к первым словам. Первые слова, которыми ребенок называет своих близких и действия, произносятся в 10 - 12 месяцев. К полутора годам в словаре малыша шесть слов. К двум уже до пятидесяти. К трем годам - триста-пятьсот. Малыш составляет предложения из трех слов. Может назвать свое имя, пол и возраст. 
- А если ребенку больше трех лет, а он молчит?- То стоит не только задуматься, но и обратиться к логопеду с просьбой об обследовании. Отклонения от нормы могут свидетельствовать о задержке речевого развития. Но диагноз о сохранности интеллекта и развитии психических процессов не в компетенции логопеда. Мы лишь делаем заключение о речевом нарушении. Логопед может посоветовать обратиться к психоневрологу. Несмотря на то, что нормы речевого развития усреднены, нет гарантий, что ребенок научится говорить к пяти годам и в дальнейшем у него все будет прекрасно с речью.  
- Что посоветуете обеспокоенным родителям?- Прежде всего разговаривайте с ребенком. Читайте ему сказки, смотрите вместе развивающие передачи и обсуждайте их. Если ребенок не говорит, проговаривайте вслух свои мысли. Рассказывайте малышу о явлениях и изменениях в природе. Гуляя, обращайте его внимание на происходящее.
- Это правда, что очень помогает артикуляционная гимнастика?- Да, она развивает мимику малыша. Вот несколько простых игровых упражнений. Скажите малышу: «Вот подул ветер. Какой он сильный! Давай так же сильно надуем наши щечки и подуем». Или: «Мама тебя очень любит. Она тебя целует - вот так (целуем ребенка). А как ты ее поцелуешь?» Дотроньтесь до губ ребенка. Научите его поцелую. После еды скажите: «Как же было вкусно! Давай оближем наши губки». Научите ребенка цокать, как лошадка. «Красить потолок» - гладить твердое небо, выгибая язык назад и расправляя вперед. Артикуляционных и мимических упражнений множество. Их можно найти в книгах и интернете. Придумайте сказку и выполняйте регулярно эти упражнения два-три раза в неделю по 5 - 10 минут. Возможно, вам придется обучиться самим или воспользоваться услугами по выполнению логопедического массажа - сейчас он начинает все больше распространяться. Массаж необходим, если язык ребенка вялый или слишком напряжен. 
- Главное, что должны знать родители?- Все дети уникальные, со своими особенностями, и в каждом ребенке можно обнаружить таланты. Причем чем раньше мы займемся его речью, тем полноценнее будет его развитие. Поможем детям заговорить, чтобы они могли радовать нас своими успехами! 
Шесть основных советов логопеда1. Гуляйте с ребенком каждый день. Ходите в кукольный театр, на детские спектакли и в зоопарк. Когда ребенок видит мир своих сверстников, он быстрее развивается. Выезжайте на природу, ходите в парки. Посещайте аттракционы, кроме тех, которые могут напугать малыша. Ему нужен не стресс, а познание окружающего мира. При возможности поезжайте на море. Соленый воздух, вода, песок, солнце благотворно влияют на развитие всего организма в целом. За рубежом можно часто увидеть мам с грудными детьми и детьми раннего возраста на пляже и прибрежной полосе. 2. Плавание и легкое закаливание благотворно влияют на организм ребенка, тонус его мышц. Перед походом в бассейн или началом легкого обливания прохладной водой необходимо проконсультироваться с врачом. 3. Поездки в деревню совмещайте с беседами о животных, овощах и фруктах, образе жизни сельских людей. Такие разговоры ведут к расширению кругозора и развитию речи. 4. Развивайте мелкую моторику ребенка - его пальчики и ручки. Начинайте с мозаики и кубиков. Затем собирайте разрезные картинки, работайте со шнуровками, не забывая комментировать, что в итоге получилось. Продолжить можно пазлами. Сначала собирайте их вместе. Даже если ребенок не отвечает, все равно упорно все проговаривайте. Малыш все делает впервые. Значит, нужно сразу учить, чтобы он все делал верно. Иначе придется столкнуться с проблемой переучивания, психологическими травмами и нарушением поведения. 5. Включайте ребенку музыку и различные звуки на компьютере. Пусть он слышит новые звуки и пробует подражать им. Для начала учим только гласные звуки. Затем для развития звукоподражания и заучивания слогов подойдут ролики с изображением и голосами животных. Например, на экране корова, которая издает звук «му». Пытаемся с ребенком это повторить и анализируем, что у нас происходит с губами, языком, ртом. После можно учить проговаривать легкие слова и соотносить их с людьми, предметами. Использовать словарь картинок. Помогут и специально купленные альбомы, интернет. 6. Для полной картины развития речи проконсультируйтесь с логопедом, получите его рекомендации и подробные инструкции. И ваш малыш обязательно заговорит!

news_right_column_240_400