Мама, папа, сестренка и я - идеальная семья!

Экспериментальный курс «Семьеведение», стартовавший в начале учебного года в двух школах Казани, успешно подошел к концу. Наш корреспондент присутствовал на церемонии вручения сертификатов об окончании курса у десятиклассников 93-й гимназии.

news_top_970_100
На первых занятиях один из самых активных участников курса убеждал класс, что в его будущей семье непременно родятся два мальчика и две девочки. Теперь юноша отрицательно качает головой - четверо детей много... Лучше два мальчика и одна девочка. Нет, курс семьеведения не отговорил его от большой семьи! Скорее, рассказал о степени той ответственности отношений между любящими друг друга людьми, которую до начала занятий подростки себе мало представляли. Этот необычный урок появился с начала учебного года в казанских 129-й школе и 93-й гимназии. Причем впервые он запустился не только в Татарстане, но и в России. Профессор-социолог Казанского университета культуры и искусств Лидия Карцева рассказывает, что проект витал в головах «семьеведов» давно, но конкретные шаги никто делать не решался. Взялась только Лидия Валерьевна. Сначала провела Всероссийскую конференцию по вопросам брака, на которой и была выдвинута резолюция о преподавании науки о семье в средних учебных заведениях страны. В итоге 6 казанских преподавателей вузов разработали курс для школьников.Надо сказать, что ажиотажа по поводу нового предмета в 93-й гимназии не было – на первое занятие пришли 32 школьника из двух десятых классов. Зато пришли и не ушли. Зацепило...- Десятиклассники оказались в поле нашего зрения неслучайно, - отмечает одна из преподавателей курса семьеведения, кандидат социологических наук Наталья Богачева.- В университетах подобные курсы вряд ли сработали бы - студенты приходят уже «готовыми продуктами», переубедить их достаточно сложно. Многие из них уже находятся, говоря современным языком, в отношениях с противоположных полом. Говорить им о сожительстве - значит обижать, раз они его уже практикуют. А на школьников мы еще можем повлиять и показать преимущества традиционной семьи с детьми, чтобы в будущем подростки могли делать осознанный выбор.К слову, свобода мысли и право на собственное мнение ученика - главное правило курса. Педагоги помнят, что в советское время в школах был похожий предмет - «Этика и психология семейной жизни». Он потерпел неудачу из-за отсутствия специалистов, неготовности взрослых говорить с подростками на многие щепетильные темы в школе. Врачи, социологи, психологи - ни у кого не получалось говорить с детьми на равных о столь тонких вещах. В противоположность этому наши преподаватели, среди которых психологи, философы, социологи, юристы, преподносят все современные социальные тенденции как они есть - безоценочно. В итоге на уроках десятиклассники могли обсуждать проблемы полигамии, гомосексуальных браков и семей, преимуществ религиозных браков наряду с наиболее привычной формой - гражданским браком, то есть тем, который регистрируют органы ЗАГС. ...На сцену актового зала под аплодисменты выходят девушки и юноши, чтобы получить сертификат, подтверждающий их знания основ семейной жизни. Сегодня этим ребятам только шестнадцать, но в ответном благодарственном слове они говорят, что уже составили для себя модель идеальной семьи. И делятся со мной своими конкретными представлениями.Элеонора Ислямова: Идеальная семья – это мама, папа и двое детей. На уроках нам объяснили, что в главное в семье - это уважение и взаимопомощь. И чтобы брак был полным во всех смыслах. Только тогда он будет счастливым.Роман Герасимов: В моей будущей семье все должны быть близкими друг другу. Чтобы всегда были темы для разговоров, советы и участие в жизни. Тогда семья будет сплоченной. А это главное условие счастливой жизни. Альбина Латыпова: В моем понимании дети должны быть очень близки с родителями. Делиться с ними проблемами, проводить больше времени вместе и гулять по выходным. Во многих семьях, к сожалению, этого нет. В наше время родители очень мало времени уделяют детям. А на курсе семьеведения мы узнали, какие должны быть отношения между родителями и детьми. А это то, к чему стоит стремиться.Комментарий автора идеи и руководителя инновационного проекта, доктора социологических наук, профессора, Казанского университета культуры и искусств Лидии Карцевой:- Когда мы начинали наш курс, понятия не имели, что будет «на выходе». Прежде всего на первом же занятии попросили учеников, доверчиво и с явным интересом смотрящих нам в глаза, дать ответы на кое-какие вопросы о своих семьях. Что увидели? Дети преданы своим семьям и всей душой хотят семейного мира, полноты семейных отношений, дружбы с родителями. Они писали о том, что главное в семье – любовь, взаимопонимание и взаимоуважение. Дальше стандартного набора представлений о брачно-семейных отношений их фантазия не устремлялась.Потом в течение 3,5 месяцев по субботам и после уроков были разговоры на самой доверительной ноте со взрослыми в свои 15 - 16 лет людьми о правовых и экономических основах брака. О типах и моделях семьи, ее социальных функциях, о гендерных отношениях в обществе, об ответственном родительстве, духовных началах семьи. Слушали и смотрели на своих наставников дети не дыша, задавали вопросы. Порой дискутировали... На глазах взрослели, уходили от эмоциональной оценки брачных отношений к рациональной. И уже на половине курса хором отвечали на вопрос, что важнее в семье – любовь или ответственность? Говорили: «Ответственность!» По завершении курса в ответах на письменные вопросы о том, что дал курс, писали о том, что «самое значимое - иметь семью и детей. Все остальное тоже важно, но второстепенно». Это ответ девушки. А вот мнение юноши: «Для начала я бы хотел сказать спасибо педагогам за то, что они проводили этот замечательный элективный курс и пожелать удачи в будущем с его проведением». Вот из этого и складывается удача. Когда одни хотят сделать что-то полезное и отдают то, что имеют. А другие верно оценивают эту пользу и принимают с благодарностью.

news_right_column_240_400