МАНЧЕСТЕР МАЛМЫЖСКОГО УЕЗДА

Черных шаров было много больше. В гласные городской думы Константин Юшков не прошел. Было обидно: это после трех десятков лет служения городу! А потом - первый инфаркт, постель, лекарства и неотступная боль...

news_top_970_100

Константин Александрович Юшков принадлежал к старинной дворянской фамилии, родоначальником которой был выехавший из Золотой Орды к великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому князь Зеуш, названный при крещении Стефаном. От сына Стефана Юрия по прозванию Юшко и пошли Юшковы, которые, как сказано в родословных книгах, «служили Российскому Престолу боярами, наместниками, стольниками, комнатными, воеводами и в иных знатных чинах...»

Род Юшковых был записан в казанских родословных книгах как древний и весьма благородный. Его представители в большинстве предпочитали служить Отечеству на военном поприще.

Родился Константин Александрович в Пензе 11 сентября 1831 года. Его отец, Александр Иванович Юшков, боевой генерал, был одним из сподвижников императора Александра I, участвовал в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах и после взятия Парижа в 1815 году был назначен Александром I губернатором французской столицы. В Казани жили мать Александра Ивановича, Наталья Ипатовна, брат, гвардии капитан Николай Иванович, и две сестры, Екатерина и Надежда. Сюда и приехал после губернаторства в Париже Александр Юшков.

Получив прекрасное домашнее воспитание, Константин поступил в Казанский Императорский университет, который и окончил в 1852 году с дипломом кандидата камеральных и юридических наук. И по настоятельной просьбе отца начал службу в Военном министерстве в Санкт-Петербурге.

После смерти Александра Ивановича в 1854 году Константин Александрович вышел в отставку и уехал в доставшееся по наследству родовое имение Константиновское на Вятке в Малмыжском уезде. И тут его деятельная натура развернулась вовсю. Он устраивает в своем имении стекольный и винокуренный заводы и первую в восточной России бумагопрядильную фабрику. Этого кажется мало, и на доставшихся ему 10 тысячах десятин земли появляются еще цементный и хвойно-масленичный заводы и картонная фабрика. Все быстрые речки в имении были запружены и также привлечены к работе в качестве даровых источников энергии для фабрик и заводов. Вскоре село Константиновское превратилось в центр фабрично-заводской деятельности всего края, эдакий Манчестер Малмыжского уезда. Но Юшков не успокаивается и на этом и устраивает собственные пристань на Вятке и телеграфную станцию. Для своих рабочих и крестьян Константин Александрович выстраивает школу, больницы, лавки, что, конечно, не проходит незамеченным вятской общественностью - его избирают в губернский комитет по освобождению крестьян.

С учреждением земств Константин Александрович становится первым председателем Малмыжской земской управы, председателем Малмыжского уездного земского собрания и почетным мировым судьей.

В 1869 году Юшков возвращается в Казань, энергично включается в общественную жизнь и почти сразу избирается земским и городским гласным (депутатом). «Он явился вожаком, запевалой во всех мало-мальски серьезных вопросах самоуправления», - писала о Константине Александровиче в 1905 году газета «Казанский телеграф».

Он был крайне аккуратен. Отсюда и масса обязанностей, которые всегда точно и в срок исполнял Юшков, и членство в разных комиссиях и комитетах, перечисление которых заняло бы полстраницы, не менее.

Он был и прекрасным оратором. Например, в 1904 году после его речи в губернском земском собрании по случаю войны с Японией он, по воспоминаниям современников, «заставил содрогнуться и заплакать весь переполненный зал Дворянскаго собрания».

Он был честен и крайне независим. Больше всего от него доставалось бюрократам и дуракам, которых и в те времена немало сидело в городской управе. Он не стеснялся называть чины и имена, зачастую прямо в глаза, что и породило массу его врагов и недоброжелателей. И в 1900 году он не прошел в гласные городской думы, что обидой и болью ударило в сердце.

В 1904 году он отказался от предложения стать губернским предводителем дворянства - болело сердце. А 26 мая 1905 года оно остановилось.

Леонид ДЕВЯТЫХ.

news_right_column_240_400