Марк Оффен: Классическая бардовская песня уходит. У нового поколения - новые песни

news_top_970_100

Как инженер-механик химического производства стал сочинять песни? Кто сегодня приходит на бардовские фестивали и концерты? Почему в Казани необходимо увековечить память Владимира Муравьева и Стаса Аршинова? 

Об этом «КВ» побеседовали с известным автором-исполнителем Марком Оффеном. 3 марта ему исполняется 60 лет. Поздравляем юбиляра с этой знаменательной датой!

Справка «КВ»
Марк Оффенгенден (Марк Оффен) родился в Казани 3 марта 1964 года. В 1987 году окончил Казанский химико-технологический институт по специальности «инженер-механик химических производств». Со студенческих лет увлекался пешим туризмом. Песни под гитару начал писать с начала 80-х годов. Лауреат многих фестивалей и конкурсов авторской песни, многократный победитель международного Грушинского интернет-конкурса. Член жюри I фестиваля, посвященного Стасу Аршинову, фестиваля «Литературный Чистополь», организатор и член жюри ежегодного всероссийского фестиваля «Песни моей души», который проходит в Казани, член жюри международного Грушинского интернет-конкурса. Председатель клуба авторской песни и поэзии «Привал». Выпустил два компакт-диска со своими песнями: «Я обычный человек» и «Мой поезд». 

Фото предоставлено Марком Оффеном

В семь лет начал писать приключенческие романы

- Марк Самуилович, когда вы начали сочинять стихи?
- Я из семьи журналистов. Мой папа Самуил Оффенгенден был военным корреспондентом, воевал на Третьем Украинском фронте, победу встретил под Веной. После войны вернулся в Казань, был ответственным секретарем «Блокнота агитатора», также работал в газете «Советская Татария», писал фельетоны. С 1956-го работал заместителем главного редактора «Чаяна», был одним из основателей русской версии этого сатирического журнала. Мама работала в «Советской Татарии». Наверное, именно профессия родителей и дала мне толчок для сочинительства. А сочинять я стал рано, лет в семь, причем это были не стихи, а проза.

- Романы?
- Именно романы! С приключениями, закрученными сюжетными линиями. Начитался Жюля Верна и на этой волне придумывал разные истории. Действие одного романа происходило на старинных кораблях. Я в книгах, справочниках узнавал, какие были корабли, как называлось корабельное оснащение, какое оружие было в те времена, чтобы все было правильно и исторически достоверно. Мама видела мои исписанные тетрадки и только удивлялась. А потом в седьмом классе - первая любовь, и я все это забросил…

- А как складывались в детстве отношения с музыкой?
- Я учился играть на пианино. Моей учительницей была Елена Николаевна Прокофьева - молодая девушка, всего лет на 16 старше меня. Она приходила на уроки к нам домой, иногда я к ней ходил. Однажды поставила мне пластинку «Битлз». Их музыка и песни произвели такое потрясающее впечатление, что я перестал играть Моцарта и Бетховена. Кстати, мы с Еленой Николаевной до сих пор поддерживаем связь, она иногда приходит на наши концерты. 

Коммерция поставила творчество на «стоп»

- Когда в вашей жизни появилась бардовская песня?
- В 80-е годы. На концерты легендарных исполнителей, которые приезжали в Казань, я ходил с магнитофоном «Весна» и микрофоном и из зрительного зала записывал весь концерт. Потом много раз переслушивал, переписывал слова песен в тетрадь. Но качество записей было неважное, расшифровывать тексты иногда было очень сложно. А позже стал сочинять сам и исполнять на гитаре свои песни.

- Был период, когда вы надолго ушли из творчества…
- После окончания КХТИ работал в НИИ. В 90-е годы попал под сокращение, пришлось заняться коммерцией. 

- А песни в то время писались?
- Нет. Сидел на кухне и со слезами на глазах слушал свои записи и думал: «В материальном плане у меня все нормально, но чего-то главного в жизни нет…» Потом постепенно стал возвращаться к песне. На сцену вернулся в середине 2000-х. В этом мне здорово помог замечательный человек, композитор, музыкант Виталий Харисов, он и сейчас помогает. 

«Казани повезло - у нее был Владимир Муравьев»

- Кто сейчас приходит на концерты бардовской песни?
- В 60 - 80-е годы барды собирали полные залы. То поколение исполнителей и слушателей уходит. На смену приходит молодежь, но она играет и слушает совсем другую авторскую песню. Это естественно - жизнь меняется, появляются новые технологии. Если раньше пели про походы, палатки и это было всем понятно, то сейчас молодым, которые почти все время проводят за компьютером, надо объяснять, что такое поход, почему люди ехали «за туманом и за запахом тайги». Та, классическая бардовская, песня уходит. Хотя и сегодня в России проводятся многочисленные интересные фестивали авторской песни. И наш казанский фестиваль «Песни моей души» живет и развивается. Он проводится уже в 12-й раз. Это состоявшийся фестиваль со своими традициями. На первых фестивалях зрителей было совсем мало, а сейчас к нам приезжают исполнители и зрители из разных регионов России.

- Как вы считаете, почему Казань была и остается мощным центром бардовской песни?
- Казани повезло - у нее был Владимир Муравьев. В 60-е годы он сделал уникальный фестиваль самодеятельной песни. Благодаря ему к нам приезжали Юрий Кукин, Борис Вахнюк, Юрий Визбор, другие легенды авторской песни. Они ехали именно к своему другу Владимиру Муравьеву и чувствовали себя в Казани как дома. 

Необходимо вспомнить Стаса Аршинова - он столько сделал для бардовской песни, придумывал всевозможные проекты, фестивали организовывал. У нас были «Остров Буян», «Айша». Народ стекался из разных регионов, стран. Многие приезжали каждый год. Вокруг него все крутилось-вертелось, но в 2012 году Стас ушел из жизни, и все потихоньку заглохло… Этих людей необходимо помнить. Дочь Владимира Муравьева Татьяна хотела создать фестиваль памяти отца «Муравейник», кое-что было уже намечено, но реализовать идею помешала пандемия, потом, видимо, что-то не получилось… К сожалению, нет человека, который бы взял на себя организацию таких фестивалей. 

news_right_column_240_400